Юрий Чирва инвалид-колясочник с 1995 года. У него активная насыщенная жизнь, в которой есть место счастливой семье, друзьям, работе, учебе и спорту

Сначала я был инопланетянином на колесах

Когда кто-то начинает в очередной раз ныть по поводу и без, хочется напомнить им о людях с безграничными возможностями. О тех, кто по воле судьбы стал инвалидом, но не сломался, укрепился духом и телом и во многом стал здоровее некоторых. Ивановец Юрий Чирва – инвалид-колясочник, ему 46 лет, он работает в Фонде соцстраха, дает консультации по техническим средствам реабилитации, занимается тяжелой атлетикой и ведет общественную работу в областной организации «Российский союз ветеранов Афганистана».

Призывался Юрий в бригаду морской пехоты на Кольском полуострове, но, получив предписание, был отправлен в Чечню в самое пекло войны. Там получил ранение, в результате которого потерял возможность ходить и пересел в инвалидную коляску. Это было в 1995 году. До этого Юрий жил насыщенной, активной жизнью. Интересовало его всё: музыка, книги, театр и, конечно, спорт. Он показывал неплохие результаты в штанге. И вдруг жизнь поменялась в один миг. 

Сейчас уже Юрий может говорить об этом довольно спокойно: «Тогда принять то, что случилось, было очень трудно. После демобилизации я вернулся домой в квартиру на пятом этаже. Представляете, что мне предстояло? Для инвалида-колясочника мир в таких условиях был ограничен стенами. И все-таки я выбирался из них: младший брат и папа таскали меня с первого на пятый этаж почти год – спасибо им огромное. Позже мы переехали в квартиру на первом этаже. Там отец соорудил специальные ручки и рельсы, чтобы несколько ступенек мне можно было преодолеть на коляске самостоятельно. Правда, всё равно это было непросто – в сырую погоду рельсы скользили, да и ручки периодически кто-то ломал, но все-таки первый этаж – не девятый. У меня появилась возможность по-прежнему вести активную жизнь, выезжать в город и самому добираться по делам туда, куда нужно, а не куда получится».

Юрий признается, что сначала для соседей по подъезду, да и для всех окружающих он был инопланетянином, колясочников вообще тогда редко кто видел в городе. «Я постоянно ощущал на себе любопытные взгляды, и к этому тоже надо было привыкнуть, – рассказывает Юрий. – Я-то самый обычный, ничего такого во мне нет, а все смотрят оборачиваются, шепчут. Сейчас такого, конечно, нет, да и за столько лет я научился с этим жить. Тем более что на пути мне попадались удивительные люди. На реабилитации в Москве и в Питере я познакомился с другими колясочниками и увидел, как они заняты, как они находят себе применение. Один стал прекрасным фотографом, другой даже тренером в тренажерном зале и так далее. Я подумал, что тоже смогу, надо обязательно прийти в себя и что-то начать делать».

Кем быть: швеей или юристом?

Сначала Юрий решил, что научится шить, хотя никогда этого раньше не делал. Но врач Алексей Алексеевич Быков из ивановского реабилитационного центра почувствовал, что это не совсем то, что нужно энергичному крепкому парню. Как-то в разговоре он задал ему вопрос в лоб: «Ты никогда этим не занимался, всегда тянулся к военным профессиям, ты точно этого хочешь? Может, тебе пойти учиться на юриста?» Юрий подумал, решился и поступил в ИвГУ на юрфак и вот так, вместе с недавними школьниками сел за парту. Сейчас уже с улыбкой он вспоминает: «В вузе было сложно, даже несколько раз пытался бросить, но очень благодарен преподавателям, которые научили учиться и показали, насколько это всё серьезно. Я получил диплом, и знания, конечно, сейчас применяю постоянно. Пригождаются они первым делом в ивановской организации инвалидов ветеранов-афганцев, к которой относятся и ветераны чеченских войн. Помощь там, в том числе и юридическая, нужна всегда». 

Юрий Чирва подчеркивает, что на пути ему попадаются замечательные люди. Однажды он познакомился с Тамарой Александровной Сальниковой (на тот момент она возглавляла Фонд соцстраха), которая почти сразу предложила ему настоящую работу. Это не так часто бывает, что инвалида-колясочника взяли на полноценную ответственную должность в учреждении. «Поначалу было непросто, стеснялся, что мешаю со своей коляской коллегам, – вспоминает Юрий. – Но каждая преодоленная трудность дает свой положительный эффект, и это уже победа. А у нас в морской пехоте так и звучит главный девиз: «Там, где мы, там победа». У десантников – «Никто, кроме нас». И цвет полосок на тельняшках отличается: у них голубой, а у нас черный. Я вообще восхищаюсь армейцами, и правда очень рад, что сейчас могу быть полезен нашему боевому братству. Ну и, конечно, ценю работу в соцстрахе – в своем деле я специалист, в технических средствах реабилитации разбираюсь, поэтому рад помогать всем, кто в них нуждается».

Сейчас Юрий по-прежнему состоит в организации афганцев, которую возглавляет Алексей Ананьев. Там его друзья, которые, держась вместе, нашли силы после ранений и полученных травм жить полноценной жизнью, даже в коляске. Примеров стойкости немало – Трифонов, Шарин и другие ребята. Они активно занимаются спортом, их результатам могли бы позавидовать те, кто никак не заставит себя ходить в спортзал даже на своих ногах. 

В Сирию на коляске

Совсем недавно, в конце августа, в сирийской Латакии прошел большой спортивный праздник для военных, получивших ранения в ходе боевых действий. На него собрались колясочники из многих стран мира – свыше ста участников. Кстати, из России было только четверо, среди которых и наш герой. Журналисты и организаторы этих соревнований в один голос восхищались тем, как спортсмены с ограниченными возможностями демонстрируют невероятную силу духа. Спортивный форум получился представительным. На трибунах среди зрителей были генералы сирийской армии и даже первая леди страны. Асма Асад несколько лет боролась с онкологией и знает, что такое не сдаваться. 

«Это было трогательно, – вспоминает Юрий. – Она сказала нам, что гордится крепостью нашего духа, что он позволил нам не сломаться после ранений и стойко преодолеть все препятствия. А принимали нас очень радушно с большим уважением и вниманием». 

И хотя игры прошли по олимпийскому принципу (главное – участие), все-таки конкуренция была серьезная. Друг Юрия Александр Аболмасов занял первое место в настольном теннисе. А сам он третье в своем виде спорта – в тяжелой атлетике. «Соревновательный дух там, конечно, был, – вспоминает Юрий. – Трибуны ревели. Но все-таки не менее интересным было общение. Мы обменивались майками, это тоже очень трогательно. Вообще там была такая теплая обстановка. Никакой политики, только дружеское военное братство. Говорили обо всём: о том, как справляемся с трудностями, какие зарплаты и пособия, хотя понятно, что у нас разные страны, традиции и судьбы. И мне опять повезло познакомиться с замечательными людьми, очень сильными духом. Например, один спортсмен из Ирана был вообще без рук и ног, при этом он ведет активную жизнь, занимается общественной работой и спортом, ездит по миру. Общение у нас было через волонтеров-переводчиков, хватало и моего университетского английского, но основное было понятно и так. Мы все объединены были одним убеждением: война забирает не только жизнь, но и голову. Сколько я видел таких людей, даже наших афганцев, которые не вернулись в себя и спустя 30 лет. Война – это самое страшное зло человечества».

О том, что Юрий собирается лететь в Сирию, в страну на военном положении, знали не многие – только младший брат и лучший друг. Секрет хранил от мамы, боялся ее волновать. Сказал, что летит в Турцию на морской курорт. И все-таки встреча с морем состоялась, только не Средиземным, а Красным. «Отель наш располагался на берегу, надо было проехать по песку – и вот оно море. Я купался, прыгал с пирса, мне помогали выйти, и опять нырял, но это было такое счастье – настоящее, прекрасное море. Особенно для человека на коляске. Всем желаю найти возможность быть активными, ездить, смотреть мир и любить его».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам