На время автопробега, эстафеты, велопарада и салюта
"Энергия-Фарм" не вошла в тройку сильнейших
Отделение СФР предоставило гражданам Ивановской области семь собак-проводников 
Заведующая детским садом № 192
Сначала образование – потом работа. Это стереотип прошлого

Новое время требует новых подходов. Ректор Ивановского государственного политехнического университета Евгений Румянцев считает: будущее образования за сотрудничеством предприятий, вузов и студентов на всех этапах обучения. Словом, от старых лекал в образовании – к подготовке квалифицированных сотрудников для современных предприятий…

– Евгений Владимирович, приемная кампания этого года принесла немало неожиданностей и для родителей, и для абитуриентов. Как думаете, в чем причина?

– Изменился подход. Сегодня в России прием абитуриентов в университеты стал глобальным, централизованным: работает сервис «ПоступиОнлайн», изменилась парадигма поступления абитуриента в университет. Если раньше родители и абитуриент принимали решение, где учиться, заблаговременно, то сегодня – в момент, когда видят, куда они уже проходят по конкурсу. Конечно, для региональных вузов это вызов – мы начинаем конкурировать с вузами мегаполисов более серьезно, потому как цифровые сервисы наглядно демонстрируют все возможности для поступления на уровне страны. В этой связи всем нам надо меняться. С одной стороны, должна быть значительно усилена работа вузов со школами, с другой – в обществе должен формироваться запрос на востребованные профессии в родном регионе. Ивановский политех в этом году, помимо традиционных подготовительных курсов и Дней открытых дверей, предложит школьникам две новые возможности: проект «Каникулы с политехом» и сетевые проекты развития исследовательской активности школьников в актуальных для общества и технологий направлениях.

– Что касается политеха: как можно оценить результат минувшей кампании?

– Мы справились. С одной стороны, мы видим результаты целенаправленной работы с абитуриентами в течение года. С другой – ежегодно увеличиваются объемы целевого обучения в интересах отраслевых компаний. В качестве яркого примера могу привести наше сотрудничество с крупным производственным комплексом «Мануфактуры Боско» – пионером швейной российской индустрии. 40 работников этого предприятия стали нашими студентами в этом году. Аналогичный интерес к целевому обучению проявляют и крупные текстильные, швейные и строительные компании региона.

– Парадокс: Иваново позиционирует себя как студенческий город, а выпускники школ стремятся поступить в учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга…

– Это скорее не парадокс, а реалии современной жизни и экономики. Растущие региональные компании нуждаются в компетентных специалистах и предоставляют хорошие возможности для работы и условия для личностного и карьерного роста. Но, к сожалению, не все знают об этом. Тренд на реализацию возможностей в более крупных городах, в частности в столице, стал устойчивым. Конкуренция за человеческий капитал между регионами усиливается. Тем не менее проявляется и обратная тенденция – люди начинают ценить комфорт малых городов, без суеты и многолюдности. Растет поколение фрилансеров, не привязанных к месту работы. Дизайнеры, программисты, сервисные инженеры, архитекторы, проектировщики и многие другие специалисты мобильны и наделяют себя правом жить в комфортных местах, но работать при этом в проектах для других территорий. Жизнь меняется стремительно, мы стали более подвижны. Но как это ни покажется странным на первый взгляд, у молодого поколения зачастую отсутствует информация о возможностях в контуре родных территорий. Популяризация этого – совместная задача образования вместе с бизнесом. Модели «образование по потребности» и «обучение не студента, работника» – это уже не будущее, а наше настоящее. Надо научиться реализовывать эти инструменты уже сейчас. Например, создание в нашем регионе особой экономической зоны для предприятий легкой промышленности повлечет немалые потребности в специалистах среднего и высшего звена в перспективе ближайших 2–3 лет. И уже сейчас нужна активная информационная кампания инвестиционных проектов и компетенций, необходимых для их реализации.

– Один из показателей качества высшего образования – дальнейшее трудоустройство. Помогаете выпускникам? 

– От помощи мы перешли к адаптации студентов к организационно-производственным условиям работы наших многочисленных индустриальных партнеров. Первичную информацию студенты получают во время экскурсий, ознакомительных практик на предприятиях и уже ставших традиционными для нашего политеха – МАЯКов. Последние – это не просто знакомство с работой компаний, но и ресурс для личностного развития. Мы проводим различные интерактивные мероприятия, учимся писать резюме и проходить отбор у самых жестких HR-ов и директоров. Результат – подписанные договора на практики, стажировки и целевое обучение, приглашения работать. Сейчас середина октября, а мы уже провели три таких отраслевых форума для предприятий текстильной и легкой промышленности, машиностроения и силовых структур. Но, помимо крупных компаний, у нас очень развит малый и средний бизнес. С ними мы стали выстраивать проекты раннего вовлечения студентов в бизнес-процессы организации.

– То есть студенты начинают сотрудничать с предприятиями уже в процессе обучения?

– Да, причем уже со второго-третьего курса. Это эффект «коллаборации». С Галичским автокрановым заводом мы открыли студенческое конструкторское бюро, где на современных программных комплексах наши студенты под руководством непосредственно сотрудников проектного бюро предприятия разрабатывают машины, детали и узлы. Аналогичная работа ведется с крупнейшей российской строительной компанией «Евразия Групп», проектной группой «АКБ Сталь» и др.

– Но направления подготовки друг от друга сильно отличаются. Некоторые из них сделаны по старым советским лекалам и ориентированы на массовую подготовку студентов для крупных предприятий. Ситуация изменилась…

– Действительно, жизнь меняется. Возьмем, к примеру, нашу швейную отрасль. В Иванове работают порядка двух тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Это, как правило, небольшие компании, которые при этом хотят быть конкурентоспособными. Им нужны дизайнеры, им нужны конструкторы, им нужны технологи швейных изделий. Как сделать, чтобы наши студенты пришли именно в эти компании? Уже сейчас мы отработали несколько моделей такого взаимодействия, когда группа студентов, компания и наставник (преподаватель со стороны вуза) делают совместную историю. В основном это дизайны новых коллекций. Выигрывают все: компании расширяют ассортимент, а студенты уже со второго-третьего курса вовлекаются в бизнес-процессы. 

На сегодняшний день можем похвастаться, что сделали таких коллабораций десятки, некоторые уже продаются на крупных маркетплейсах. На международной выставке «CJF – Детская мода», которая прошла в Экспоцентре, мы представили 11 коллекций-капсул и показали, как мы умеем работать на примере компаний и торговых марок «Виотекс», «Детлайн», «Детский Бум», «Протекс», «Шуйские ситцы», «ТДЛ Текстиль» и др. И это очень здорово. 

– Это же требует огромных энергозатрат. Не проще работать по старинке?

– Всё это требует огромного количества затрат энергии. Но именно такой подход делает процесс обучения в вузе индивидуально ориентированным. И в этом году мы поставили задачу, чтобы дипломные проекты всех студентов были сделаны именно в такой коллаборации с предприятиями. Я вижу за этим будущее.

– В этом году основная тема научно-практического форума SMARTEX – переработка сырья. Почему?

– Традиционно форум посвящен обобщению результатов всего того, что связано с функциональным текстилем, с умным текстилем, с новыми технологиями в текстильной отрасли. В этом году центральной темой действительно является вторичная переработка текстильных отходов. Во-первых, это мощный ресурс. Мы все понимаем, что находимся в глобальной экономике. Внедряются новые экологические стандарты, в том числе для текстильных и швейных предприятий. Во-вторых, мы должны задумываться о будущем, о том, как снизить выбросы углекислого газа. Ну и, в-третьих, давайте не будем забывать, что сырьевая зависимость по хлопку в нашей стране стопроцентная. Мы должны искать источники диверсификации текстильного сырья для производства текстильных изделий. 

– В эти дни в арт-резиденции на железнодорожном вокзале проходит очень важное для нашего региона мероприятие – «Всероссийский форум легкой промышленности Мануфактура 4.0». Ряд проектов представляет и политех…

– Это наши наработки по современным инструментам кадрового обеспечения отрасли – мы расскажем, как работает Центр компетенций текстильной и легкой промышленности на базе политеха, какие разработаны образовательные программы, как и чему мы учим. Задача Центра компетенций – это образование по потребностям развивающейся отрасли. Мы приведем наши практики взаимодействия с предприятиями, расскажем, как осуществляем целевую подготовку, какие курсы предлагаем для повышения квалификации, профессионального роста коллективов предприятий.

– Серьезные шаг в развитии, особенно в условиях пандемии…

– Для вузов, да и вообще для всей образовательной системы России, пандемия стала мощным маркером на способность и готовность использовать электронные образовательные ресурсы. И если раньше мы это воспринимали формально, то сейчас понимаем, как устроен контент каждого курса, как он визуально подается для обучающегося, как учитываются индивидуальные особенности. Сегодня все курсы политеха оцифрованы, и мы постоянно работаем над их улучшением.

Но пандемия дала понять еще и то, что живое общение – главная ценность образования, без него намного сложнее. Как ни крути.

 

 

 

реклама

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам