Аттракцион заработает 1 мая
Отключение тепла начнется 25 апреля
Она объединила более 500 студентов высшего и среднего профессионального образования
Вывезено около 90 процентов собранного мусора
7 мая – День радио. Праздник не только журналистов и профессиональных связистов, но и любителей-изобретателей

Радио в жизни Евгения Вениаминовича Яковлева неразрывно связано с его основной профессией летчика-инструктора, командира самолетного звена Ивановского авиационно-спортивного клуба. За тридцать лет он выучил и поставил на крыло свыше тысячи пилотов.

Свою квалификацию повышал в Калужском летном училище, а до этого окончил Ивановский аэроклуб – к слову, полноправное профессиональное образовательное учреждение. А началось всё, конечно, с самолетов.

Изображая немца

Вся его жизнь связана с учебной спортивной авиацией. Своими руками он построил шесть самолетов, на одном из которых снялся в трех художественных фильмах. «Я участвовал в московских авиационно-космических салонах со своим самолетом, который очень был похож на немецкий. Там меня заметил режиссер Малюков, который тогда снимал фильм «Диверсант». Почему я сделал такой самолет? У меня был чешский учебный, которые я восстановил – собирал по частям по всей стране: где фюзеляж, где крыло, где что-то еще. А вообще после Второй мировой войны чехи делали учебные самолеты на базе немецких истребителей. Вот у меня и вышла машина, похожая на мессершмитт. После салона мне позвонили и позвали сниматься – запустился и полетел в Москву. В фильме я выполняю несколько полетов, изображая немца. Снимали меня по-разному: и рядом летели с камерой, и подвешивали ее внутри самолета, и на кабину, и на крыло. Они могли бы, конечно, использовать компьютерную графику, но Малюков стремится всегда к достоверности, ему интересно снять настоящую машину».

А еще были фильмы «Небо в огне» и «Истребители», которые снимали на Ивановском аэродроме Ясюниха, где был задействован еще Як-52. В паре с артистом Дмитрием Дюжевым летчику Евгению Яковлеву, не актеру по профессии, пришлось вживаться в роль: «Заходы, атаки делал более агрессивно, я же изображал врага. Сначала движения разбирали на земле, а потом в воздухе, получал команды: как и куда нужно двигаться. И когда проводили имитацию воздушного боя, естественно, мы разговаривали по рации. Вот тут мне очень пригодились знания радиолюбителя и радиотехники. Без радио авиации никак, оно всю жизнь помогает».

Физику не прогуливал

Радиолюбительством Евгений начал интересоваться еще в 90-е, когда установил на свой самолет старую военно-полевую радиостанцию Р 109 – ту, что носили за плечами солдаты. Хотелось доработать ее, а достать ничего было невозможно, вот и пришлось самому изучать конструкции, находить отдельные детали. А потом уже что-то чинить, настраивать радиостанции и устанавливать их на самолеты. Познакомился с ивановскими радиолюбителями, получил официальный позывной, чтобы можно было выходить в эфир, и стал работать на КВ и УКВ.

В соревнованиях радиолюбителей Евгений участвует редко: «Заниматься сразу двумя видами спорта сложно, за двумя зайцами не гонюсь. Все-таки главное для меня – самолетный спорт. Но радиолюбительство – мое глубокое хобби. Очень люблю ремонтировать и настраивать радиостанции, что-то проектировать. Но особыми достижениями и в установлении радиосвязей похвастаться не могу. Ну, были у меня контакты с радиолюбителями из Новой Зеландии или с космонавтами на орбите, но у наших ивановских ребят было и круче моего». 

Увлечение радио очень выручило Евгения в 2014–2015 годах, когда он в составе ивановского авиаотряда помогал патрулировать горящие леса в Республике Коми. «Наши спортивные самолеты не были, да и не должны быть оборудованы радиосвязью. А на свой самолет я установил ее сам и очень эффективно тогда работал со спасателями на коротких волнах. Передавал им информацию о лесных пожарах и об обстановке в целом. Представьте, территория огромная, позвонить невозможно, вышка от вышки 500 километров. А радиосвязь никто не отменит, она выручает в самых безысходных ситуациях, когда другие виды связи недоступны. Да и в нашем регионе есть такие места, где мобильник не берет, а радиостанция работает везде».

Нас часто пугают, что радиоволны опасны для здоровья. Евгений Вениаминович на это только смеется: «Понимаете, жить вообще вредно, а пугаются только те, кто в школе прогуливал физику. Сотовая связь гораздо опаснее – там расстояние от человека до аппарата меньше. В разумных пределах радио достаточно безопасно, если вы, конечно, не сидите верхом на двухкиловаттной антенне. Радиосвязь не заменит ни телефон, ни интернет. Она будет востребована при любых катаклизмах».

Самолет на огороде

Коллеги, знающие Яковлева, подсказали: вы спросите про его страсть – измерительные приборы, у него их наберется на целый музей. «Да, люблю, а как без инструмента? – восклицает Евгений. – Проектировать какую-то схему, настраивать радиостанцию или приемник без приборов невозможно. На глаз не получится. Приборы необходимы, я их собирал всю жизнь, все они исправно работают, даже несмотря на почтенный возраст. И всё больше советская техника – это сила, импортную я не признаю». 

Евгений рассказал, что в его частном доме специально выделена комната – такой кабинет радиосвязи. Там стоят токарный и фрезерный станки, бесконечное множество приборов. Он признается: «В квартире я бы не смог прожить и 15 минут, потому что на крыше многоквартирного дома поставить антенну никто не даст – надо согласовывать. А здесь прекрасные понимающие соседи разрешили установить антенны у себя во дворе – здорово же? В огороде у меня, кроме самодельного самолета, ничего не растет. Вот делаю сейчас очередной, процесс затянулся – не могу достать нужный двигатель. Раньше было много списанных самолетов, от которых можно было что-то взять, отремонтировать и вновь запустить. А сейчас это проблема. И китайцы не помогут, они так делать не умеют, но я найду обязательно то, что мне нужно».

Падал и поднимался вновь

В 2005 году самолет Евгения упал. Все СМИ, местные и федеральные, тогда писали об этом. Что же случилось? «Это был испытательный полет. Ребята строят самолеты, и прежде чем выдать разрешение, их кто-то должен испытать. У меня есть допуск. И вот я полетел, в воздухе случился пожар, пришлось прыгать с парашютом, потом лечиться полгода, потому что я обгорел. Позже обнаружился конструктивно-производственный недостаток самолета – вывели дренаж не в том месте. Слава богу, что внизу никто не пострадал, я успел отвернуть машину от города. Это задача всегда стоит первым делом, и этому всех учат на курсах испытателей – люди пострадать не должны. Только после принимается решение покидать самолет. Страх летать? Нет, ничего такого не появилось. Понимаете, если человек болен небом, то его уже не вылечишь».

Впрочем, радиолюбительством Евгений болен тоже: «Один раз заболел – и все эти транзисторы-резисторы всю жизнь будут преследовать. Хорошо, если дома понимают. Меня жена во всём поддерживает, даже со мной ходит на аэродром и эфиры слушает. 

А еще Евгений Яковлев известен в техническом Иванове и как хороший авиамоделист. Собирал он модели самолетов, совершенно идентичные настоящим, и радиоуправляемые в том числе. В музее аэроклуба их можно рассмотреть в мельчайших деталях. А их очень много. На модель Як-52 размером два метра Евгений Вениаминович делал гайки-заклепки под микроскопом, всего вышло 13 821. Спрашиваю, как на всё это хватает времени, наверное, он совсем не спит? «Ну, конечно, сплю. Летчик должен отдыхать, иначе не поднимется в небо. Я просто стараюсь распределять свое время: одновременно работаю с моделью и тут же держу связь с радиолюбителями, опять же советуюсь. А знаете, какие замечательные ребята на ультракоротких волнах? Умные, интеллигентные, грамотные – великолепный коллектив. Я заметил: чем больше человек технически развит, тем деликатнее и культурные становится в общении. У нас никогда никто не ругается и ничего не делит – очень доброжелательная дружеская обстановка творческих людей. Молодежи, к сожалению, мало, но все-таки новенькие прибывают. Думаю, наше дело радиолюбительства не пропадет».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам