Начался капитальный ремонт железнодорожного участка Фурманов – Волгореченск
Прошло заседание оргкомитета по подготовке к Первомаю
23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
В общении с телефонными мошенниками эти слова помогут спасти ваши деньги

О новых приемах преступников, которым по-прежнему удается обманывать граждан.

Красиво заливают, по-новому

Не я одна такая, многие из интереса вступают с телефонными мошенниками в игру, изображая, что поддаются их уловкам. Забавно трезвым холодным взглядом наблюдать, как они пытаются подобраться к моим деньгам. Буквально на днях позвонил один такой «следователь из Хабаровска» с вопросом: оставляла ли заявку на кредит? Мол, от моего имени какой-то негодяй пытался взять большой кредит, но они вместе со специалистами банка попытку пресекли. Правда, тот плохой человек с липовой доверенностью от меня сбежал, и теперь нужно срочно обезопасить мои средства. Сам следователь не скажет, как именно, но сотрудник хабаровского банка мне перезвонит. На том и попрощались. Конечно, через пару минут сотрудник банка позвонил, и началось по сценарию: назовите ваш номер карты, а три цифры на обратной стороне, а сколько у вас там средств, а скажите код из СМС – весь обычный набор аферистов, вышедших на охоту. Благо ситуация была под контролем, и все номера у меня были вымышленные. Но кто-то в это же самое время говорил их коллегам настоящие, не подозревая, что прощается со своими накоплениями. 

Спрячем – не найдете

Мошенники чувствуют себя в относительной безопасности, так как работают на просторах интернета по всей стране – попробуй найди. Но в полиции есть соответствующие специалисты. Об этом «РК» рассказал начальник подразделения по раскрытию дистанционных преступлений УМВД РФ по Ивановской области Николай Мурзин.

«Мошенники могут даже подделать номера телефонов каких-либо учреждений. А люди, думая, что им и правда звонит чиновник или работник банка, верят всему, что они говорят, и переводят большие суммы денег. Одна из их новых легенд: сотрудники банков – мошенники. Мол, они будут препятствовать закрытию счета и что-то говорить, но вы не верьте, они обманывают своих клиентов и сами хотят украсть ваши деньги. Верить можно только нам, работникам полиции или следственного комитета, и свои кровные надо срочно перевести на какой-то «безопасный счет». Далее изрядно перепуганного человека просто ведут к банкомату или даже в сам банк или уговаривают прямо через приложение перевести деньги. Буквально на днях житель Ивановской области сам перевел порядка миллиона рублей такому «сотруднику полиции». Что натворил, он понял не сразу, а потом, конечно, пришел к нам и подал заявление. Таких случаев у нас порядка 15 в день. А были случаи, когда человек переводил мошенникам деньги в течение нескольких дней, то есть даже не посоветовавшись с близкими и не дойдя до банка – удивительная доверчивость и даже беспечность некоторых граждан». 

Надо отметить, что сотрудники банков предупреждены, с пожилыми гражданами они ведут работу, когда те вдруг приходят с намерением снять все деньги. С ними беседуют, пытаются выяснить, нет ли признаков мошенничества, не повелись ли они на какую-то ловкую преступную схему. Чаще всего таких незадачливых клиентов остановить удается, но далеко не всегда.

К каждому клиенту свой подход

Почему же у преступников все-таки получается нас обманывать, кстати сказать, не только пожилых людей? Вроде бы из каждого утюга только и разговоров, что нельзя никому сообщать свои персональные данные, номера карт, коды и вообще любые цифры, никому, тем более незнакомым по телефону. А число добровольно потерпевших меньше не становится.

«Нельзя всех грести под одну гребенку, в каждом случае надо разбираться. Думаю, попадаются чаще все-таки люди, подверженные внушению и обману. На каждый возраст у них свои способы совершения преступлений: молодежь (даже 14-летних подростков) разводят, например, при покупке товаров в интернете, пенсионеров на помощь детям, средний возраст – на покупке липовых акций – ущерб, кстати, может быть огромным. На днях в нашем регионе человек потерял таким образом почти четыре миллиона рублей. Преступники используют самые разные технические и психологические приемы, включают узнаваемые аудиоролики банков и организаций. Среди операторов-мошенников стали появляться и женщины, а к ним у граждан доверия больше – не станет же такая милая девушка обманывать. И говорят они очень грамотно, подражая манере и интонациям сотрудников полиции или банков. Они используют несколько сценариев: если у вас есть деньги – один, если нет – другой. Часто они знают не только ваше имя, но и имена ваших родственников, а придумать легенду о задержании полицией или об их участии в страшном ДТП – дело нехитрое. Чтобы выручить родного человека из беды, можно и нужно взять кредит. Схемы их вроде и новые, но все-таки однотипные, и все они сводятся к одному: от нас хотят перевода денег, по любой причине».

«Я сам обманываться рад»

Мы ворчим и сетуем: как же все-таки эта самая информационная база попадает к преступникам? Кто сливает наши данные об адресах, родственниках счетах и прочее? Николай Мурзин считает, что порой она им особо и не нужна: «Не надо быть слишком информированным, чтобы догадаться: по городскому домашнему телефону, скорее всего, ответят пожилые, а значит, доступные для обмана граждане (справочник можно найти в открытом доступе). Мы рассказываем о себе в соцсетях, согласитесь, зачастую ведем себя неаккуратно, оставляя в открытых источниках много информации о себе. А преступники тут же подстраиваются под события и ситуации в стране, используя наши сомнения и страхи. Банки? Даже, если предположить, что нехорошие банковские работники сливают преступникам сведения о клиентах, без нашего участия украсть наши же деньги у них всё равно не получится».

И всё-таки как оградить себя от нежелательных и в общем-то опасных звонков? Николай Мурзин уверяет, что всё просто: «На любые, подчеркиваю, любые банковские, полицейские или какие-либо другие незнакомые звонки у вас должен быть только один ответ: «Я вам сейчас перезвоню». После этого нужно отключить звонок. 99%, что после такого ответа перезванивать вам не будут. Перехватывать ваш звонок в банк они не будут – это сложно. Им проще найти другого, доверчивого и податливого клиента». Если вы засомневались и реально захотели проверить: не появилась ли от вас неожиданно какая-то заявка на кредит, не попал ли ваш сын в ДТП, не утекают ли с вашего счета деньги – перезвоните в банк или в полицию сами. Звонят и просят перевести деньги только мошенники». 

Никакие они не неуловимые

Казалось бы, мошенники очень хорошо обезопасили себя, и найти их невозможно, но успехи у следователей всё же есть. «Сейчас раскрывается порядка 25% таких преступлений, – продолжает Николай Мурзин. – Всё зависит от их квалифицированности, сложности и географии. Мы работаем с коллегами по всей стране, и результаты есть, дел в суд передано много. Ловили и экстрасенсов, которые «разводили» доверчивых граждан, ушлых интернет-продавцов, сейчас расследуется дело «сотрудника банка» с большим числом эпизодов».

Я спросила у Николая Мурзина, может ли когда-нибудь закончиться телефонное мошенничество? Чего не хватает, чтобы раз и навсегда перекрыть негодяям возможность обдирать доверчивый народ: какой-то нормы закона, технических средств, финансовой грамотности? «На самом деле способы, которые позволят сократить число преступлений примерно на 30%, точно существуют. Это реальные технические возможности, внедрение которых сейчас обсуждается на самом высоком уровне. Надо подождать, думаю, вскоре ситуация поменяется в лучшую сторону и мошенникам труднее будет нас грабить. Главное, чтобы мы сами научились не помогать им в этом».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам