Персональная выставка Евгения Шишкина
Удаление снежных и ледяных наростов на кровлях должно проводиться незамедлительно по мере возникновения угрозы пешеходам
Почти 3 млн рублей будет направлено на приобретение музыкальных инструментов и специализированной литературы
Открыта регистрация на III Ивановский полумарафон
Число заболеваний растет
Городская физкультурная акция в Иванове состоится 12 февраля
Можно ли вернуться в атмосферу детства, юности или молодости? А почему нет, если ощущения из прошлого, так или иначе, живут в нашем сознании, и мы вполне можем добавить им красок, оживив воспоминания?

Так сделал ивановец Сергей Кочкин. Он собрал удивительную коллекцию автомобилей родом из детства. 

– Сергей, у вас необычная коллекция, рождающая массу теплых воспоминаний и ощущений...

– Все мы родом из детства. Когда-то давно я, так же как и многие ребята коллекционировал марки, календари. Позднее, как и все дети постсоветского времени, собирал вкладыши от жвачек – они хранятся у меня до сих пор. Храню и внушительную коллекцию открыток советского художника Владимира Зарубина. И, как любой мальчишка, я всегда романтизировал профессию водителя. Помните советское и постсоветское время? Тучи детей собирались у стекол кабины водителя, смотрели, как он управляет машиной, нажимает кнопочки. С детства пассажирский транспорт вызывал приятное чувство, и потом именно это чувство вызывало ностальгию. Кроме того, я сын военного – в моем детстве мы жили в военных гарнизонах. Когда приезжали в Москву, в Волгоград, к бабушкам, к дедушкам, к знакомым, я видел пассажирский транспорт, которого в военных городках не было. Это было просто изумление. Советский транспорт «ламповый», он вызывает чувство уюта – то, чего нет в современном транспорте, который во многом стал утилитарным. Я решил собирать коллекцию, а основную идею мне подсказал мой друг.

– В чем она заключается?

– Транспорта очень много. Поэтому я взял для себя отрезок времени от 80-х годов прошлого века до 2000-х. Это транспорт, на котором я сам ездил в детстве, в юности, будучи взрослым. Мне не нужны автобусы, к примеру, 50-х, поскольку лично я на них не катался и они не вызывают у меня эмоций. 

– С чего началась коллекция?

– Я зарегистрировался на всех сайтах для коллекционеров моделей 1:43. Их не так много. Еще меньше производителей. Все продажи идут в основном через интернет. Розничных магазинов практически нет – знаю по одному в Питере и в Москве, но там представлено мало моделей, интересующих меня.

Думал, с чего начать и выбрал самую ходовую модель – автобус ЛиАЗ 667М. Купил ее себе на день рождения. Со временем коллекция начала пополняться. После ЛиАЗа, который возил нас в конце 80-х, очень захотелось ЛиАЗ предыдущей модели, у которой были круглые габариты. Это именно тот автобус, который нас возил в детстве на дачу, к нему особое отношение. 

Постепенно внутри коллекции стали формироваться подколлекции: отдельно «Икарусы», отдельно ЛиАЗы, городской транспорт разных серий. Конечно, особое отношение к автомобилям РАФ. Это маршрутное такси, которое в советское время было очень популярным. Они выходили в журнальных сериях – я собрал три варианта. С помощью такой журнальной серии мне удалось купить и автобус «Мерседес», на которых мы ездили в конце 90-х – начале нулевых – многие ивановцы его помнят. Повезло, удалось приобрести последнюю модель. 

– Что значит в журнальной серии?

– Когда вместе с журналом идет автомобиль. Такие модели стоят относительно дешево, но в то же время они менее детализированы, некоторые элементы, например дворники, могут быть выполнены из пластика.

– Относительно дешево – это как?

– До трех тысяч рублей за модель. Есть более дорогие варианты. Такие машины имеют уже не просто литой, а покрашенный салон, где прикреплены бачки для талончиков, а внутри выполнены надписи. Словом, они выглядят так, как и настоящие автобусы и троллейбусы. Такие модели стоят уже выше десяти тысяч рублей. А есть модели вообще не для продажи. Не так давно на рынок попали модели КамАЗ – это электробусы, которые были выпущены по случаю праздника очень ограниченным тиражом – не для продажи, а для подарка гостям, которые присутствовали на одном из мероприятий. Но практически через день коллекционеры увидели эти модели – полностью детализированные, с включающимися фарами – в интернете. Они продавались по цене до ста тысяч рублей.

Ну а средний ценовой сегмент – от пяти до восьми тысяч рублей. Это машины, проработанные частично или более-менее детально.

Но нет предела совершенству. То, что раньше делали водители со своими машинами реальными, сейчас делают коллекционеры. Они покупают различные фототравления, наклеечки, занавесочки, разбирают эти модели, всё это приклеивают. В общем «колхозят», как говорят в народе. Так модель становится точной копией машины прошлых лет.

– В чем сложность коллекционирования?

– Ухватить модельный ряд, который нужен именно тебе. Мне очень повезло, потому что я начал заниматься коллекционированием в допандемический период, когда фирмы занимались литьем (изготовлением) именно тех моделей, которые были мне нужны. 

Один пример. Некоторое время назад компания ClassicBas выпустила междугородний автобус «Львов». Вечером они открыли предпродажу, в течение двух часов зайти на сайт было невозможно. Как только сайт заработал, оказалось, что таких автобусов больше нет. Всю партию выкупили. Так что очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Сейчас этого производителя уже не существует, он закрылся. И будут ли отливать модели, которые они делали – неизвестно.

– Машины стоят дорого, покупки исключительно через интернет. А если придет некачественный товар?

– Существует система распаковки. Я об этом узнал не сразу, а только когда получил модель с дефектом. Написал менеджеру сайта, мы долго переписывались, и в конечном итоге с меня попросили дополнительные фотографии и видео распаковки. На тот момент я этого не делал. В конце концов, мне удалось поменять модель. С тех пор я всегда делаю видеодокумент. Сломанные модели приходили дважды – меняют без проблем.

– Сколько машин у вас сейчас в коллекции?

– Сейчас у меня 40 моделей. В основном автобусы. Есть два трамвая – КТМ и Татра T3. Хотелось бы еще заполучить парочку. Троллейбус у меня пока один – я к ним долго не прикасался. Но увидел модель троллейбуса ЗИУ-9 с продолговатыми габаритами – он ходил в конце 70-е и 80-е годы в моем любимом Волгограде. Это очень «ламповые» троллейбусы, вызывающие массу теплых воспоминаний. Я его приобрел, несмотря на то, что это была очень дорогая модель – полностью детализированная, с рабочими штангами. В перспективе хотелось бы еще троллейбус посовременнее и троллейбус ЗИУ-10 в формате гармошки – такие в основном ходили в Москве – у нас в Иванове их не было. И, наверное, будет несбыточной мечтой приобрести автопоезд РАФ. Он ездил в 80-е на ВДНХ. Я видел эту модель в интернете, но ее выпускали давно и вряд ли будут выпускать еще. Но если повезет, я бы с удовольствием купил – эти поезда-вагонетки на выставке достижений народного хозяйства я помню и люблю с детства.

– Сколько моделей не хватает до полной коллекции? 

– Чтобы остановиться и сказать: «всё», наверное, штук пять. Но мы же понимаем – есть разновидности. И если мне изначально было достаточно иметь «Икарус» с обычными и с планетарными дверьми, то сейчас хочется пополнить коллекцию и моделями других модификаций – к примеру, с двумя дверьми. Они не были массовыми для СССР, и вряд ли их будут выпускать. Я купил такси «Волгу» – желтую, с шашечками. Тоже ведь пассажирский транспорт. Кроме того, пассажирский транспорт – не только тот, который ходил в городах. Например, я очень долго охотился за пассажирским перронным автобусом «Аэрофлот», который выпускался на базе ЗИЛ. В 80-е он практически повсюду находился в аэропортах. Я очень любил эти прицепы. Нашел эту модель совершенно случайно и выкупил одну из последних. В коллекции очень не хватает военных автомобилей по перевозке пассажиров, так называемых «летучек». На таких я в детстве ездил в школу.

Процесс может быть бесконечным. Видел, выпустили модель ленинградского трамвая – он был распространен в Северной столице во время войны. Мне повезло, однажды и я прокатился на таком – он возвращался с парада старой техники: ехал с Васильевского острова в центр и встал в пробке. Водитель пустил нас с сокурсниками, и мы проехали в этом действительно старом трамвае с деревянными полами. Увидев модель, я решил было приобрести ее: я же тоже на нем ездил. Но в то же время решил остановиться: это может длиться бесконечно. Очень легко уйти от коллекционирования к накопительству. А это уже неинтересно. 

 

 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Женская онкология: остановить в наших силах?

К сожалению, в Ивановской области очевидна тенденция к росту онкологических заболеваний

Право на ошибку для старшеклассников

С сентября универсальных классов в школах не будет

После святок

В Ивановском художественном музее открылась выставка Константина Васильева «Толкования»