«Здравствуйте, мои дорогие…»

В музее меланжевого комбината, который мы посетили в преддверии Дня Победы, хранятся письма фронтовиков и воспоминания детей, эвакуированных в Иваново из блокадного Ленинграда. Это трогательные и одновременно красноречивые свидетельства о событиях 80-летней давности 

Важные слова

Нина Александровна – самая младшая дочь большой семьи Паровщиковых. Ее судьба, а также судьба родителей, братьев и сестер тесно связана с ивановским меланжевым комбинатом. Именно она передала в музей предприятия письма старшего брата Владимира, которые он написал с фронта. 

Валентина Кулдошина, руководитель музея, председатель совета ветеранов меланжевого комбината, рассказывает: «Письма принесла Нина Александровна Кириллова. В их семье было восемь человек детей. Когда старшего брата и отца взяли на фронт, маме выдали справку (документбыл выдан в городском бюро ЗАГС. –Прим. ред.), он требовался для получения льгот. Справкаистлела, ее приклеили на газету, затем и газета истлела, ее перенесли на тряпочку.Ее берегли. Память». Письма же семье удалось сохранить в хорошем состоянии. Они наполнены теплотой и заботой, а их автор – совсем еще молодой человек, призванный в ряды Красной Армии.

Первое письмо – из города Касимова, оно написано 24 января 1943-го.

«Здравствуйте, мои дорогие Мама, Женя, Юра, Тамуся, Валера, Таня, Люсичка и Ниночка. Шлю вам свой красноармейский привет и от души желаю быть здоровыми. Мама, во-первых, извещаю, что посылку вашу я получил, за которую большое спасибо. Мама, как открыл я посылку, сверху лежало три яичка и на каждом написано «Володе от Тани», «от Люси», «от Ниночки». Мама, расцелуй их за меня крепко-крепко, за подарок и за то, что они еще не забыли меня. Мама, немного скажу о себе. Мама, я живу хорошо, ни в чем сейчас не нуждаюсь. Мама, здесь сейчас пошли морозы свыше 30, но одеты мы хорошо, хотя и в ботинках, но понемногу привыкаем.

Мама, еще раз спасибо за заботу и теплые вещи, присланные тобой. Мама, теперь у меня три пары шерстяных носков, три пары варежек и теплое белье. Так что чувствую себя прекрасно. Мама, я получил от папы письмо, он чувствует себя хорошо, жив и здоров. Женя, ты осталась старшей дома, так я прошу тебя, унимай малышей и выполняй всё, что скажет мама, так как я выполняю приказания в Армии. Юра, я тебя прошу тоже самое, так как ты остался дома за меня и за папу, помогай во всем маме, слушайся ее. Мама, училище я скоро кончу, выйду из негосредним командиром –лейтенантом, а куда дальше пошлют – неизвестно. Мама, вы уже знаете, наверное, что у нас в Армии изменили форму одежды и знаки различия. Мама, разобьем мы гитлеровских бандитов, приеду я домой, тогда вы меня и не узнаете в новой форме, с погонами и званием Красного офицера лейтенанта. Мама, о себе писать больше нечего. Прошу обо мне не беспокоиться. А затем до свидания. Остаюсь жив и здоров, ваш сын и брат Владимир Паровщиков. Пишите, как живете и как здоровы ребята! Женя, передай привет всем друзьям и знакомым. Крепко всех целую, и особенно Таню, Люсичку и Ниночку. До свидания, с приветом, Владимир».

Второе написано 16 июня 1943-го – оно значительно короче и, в отличие от первого, сложено треугольником.

«Здравствуйте, дорогие мои! Шлю вам свой горячий гвардейский командирский привет. От всей души желаю быть здоровыми. Мама, я вам пишу уже третье письмо, но ответа почему-то не получаю и довольно беспокоюсь о том, как вы живете. Мама, я живу хорошо, и я теперь не курсант, а командир Кр. Армии гвардии лейтенант. Мама, я довольно изменился. Это пребывание в Армии по сравнению с тем, каким был дома. Мама, с июля месяца я буду высылать вам по аттестату денег. Количество пока не скажу, но примерно 500 или 700 рублей в месяц, так как они мне здесь не нужны, а получаю я 1400 в месяц. Мама, я сейчас не знаю, где вы живете. Или в школе, или куда переехали с этой квартиры, так как об этом вы мне писали еще раньше. Мама, я очень беспокоюсь о том, как вы живете, как дело с квартирой, здоровы ли ребята, слушаются ли они тебя. Мама, а еще прошу тебя сообщить мне о папе, так как тоже о нем я ничего не знаю».

Отец автора этих строк погиб на фронте. Погиб и сам Владимир. Семья берегла письма все эти годы. Сейчас они хранятся в музее меланжевого комбината. Здесь они займут достойное место на стендах, посвященных работе предприятия в годы войны, памяти бойцов, их родных и близких.

Меланжевый комбинат в годы войны

Каждая строчка, каждая фотография, каждый экспонат – огромная ценность. Руководитель музея – его создатель, сотрудник комбината с 60-х годов прошлого века Валентина Фёдоровна Кулдошина. Человек, для которого каждая деталь имеет особое значение. «Вы видите фотографии, предметы – я вижу лица», – говорит она. 

Сейчас завершается монтаж оборудования в новом пространстве музея меланжевого комбината. Он расположился на территории ныне действующего производства. Здесь – предметы, фотографии, воспоминания сотрудников, сохранившиеся образцы тканей, документы, письма. 

Валентина Фёдоровна показывает стенды, на которых история предприятия, в том числе в военные годы. Центральное место – фотография, сделанная в первый день войны. Тогда на территории комбината состоялся митинг. Не дожидаясь повесток, на фронт ушли около 800 меланжистов, в основном мужчин. Их матери, жены, сестры добровольно сменили их на рабочих местах комбината. Всего за годы на фронт ушли пять тысяч человек.

Ну а предприятие с первых дней войны круглосуточно работало на нужды армии. Именно наша область, ивановский комбинат, одевали солдат все четыре года. В музее представлена ткань, которую меланжисты выпускали в годы войны. 

«Хаки – для наземных войск, темно-синий – для рядового состава летчиков, черные – для морской пехоты и танкистов», – показывает образцы тканей Валентина Фёдоровна.

Сто миллионов метров одежных и технических тканей для фронта произвели ивановские труженики. Свыше 12 миллионов бойцов Красной армии одели меланжисты. Именно по инициативе этого предприятия в войну развернулось социалистическое соревнование в текстильной промышленности страны. За выдающийся вклад в Победу меланжевый комбинат получил Красное знамя Государственного комитета обороны Советского Союза.

И снова письма

В годы войны меланжисты приняли 60 детей блокадного Ленинграда.

«Маленьких взяли в семьи. Тем, которым было больше десяти лет, выписали трудовые книжки. Ребята помогали на производстве: девочки расстилали ткань, раскладывали хлопок, выполняли иную несложную работу. Из этих заготовок женщины шили трехпалые перчатки и ватники на фронт. Мальчики резали проволоку, делали гвоздики и сколачивали ящики, в которых эти рукавицы и ватники отправляли на фронт», –рассказывает Валентина Фёдоровна.

Среди тысячи экспонатов музея меланжевого комбината хранится письмо Ларисы Георгиевны Кудряшовой:«Весной 1942 года меня с мамой и бабушкой эвакуировали из блокадного Ленинграда. По дороге в Иваново наш поезд разбомбили. Бабушку убило, а меня ранило осколком в руку и ногу. Нас приняли на меланжевом комбинате. Меня устроили в детский сад, а мама, истощенная и обессиленная, попала в первую горбольницу. Она просила завхоза детского сада Евгению Васильевну Куприянову, если умрет, не отдавать меня в детдом, а найти мне новую маму. Евгения Васильевна поклялась выполнить ее просьбу. Мама умерла 23 марта. Было ей 28 лет. Мою вторую маму звали Дубова Мария Константиновна. Мы прожили с ней вместе 55 лет. У моей подруги, тоже эвакуированной из Ленинграда, мама умерла от голода. Четырехлетняя девочка отчетливо помнит, что ее мама неподвижно лежала на кровати в платье в горошек. Но как-то в детский дом, куда устроили девочку, пришла незнакомая женщина в таком же платье. Девочка подошла к ней и сказала: «Мама, почему ты так долго спала? Пойдем домой». После встречи ее взяли в семью».

Видео, снятое по мотивам этого письма, заняловторое место на международном конкурсе, организованном несколько лет назад Музеем Победы.

Таких писем много. Они поражают своей простотой. Письма близким, письма о самых обычных вещах, которых мы не замечаем сейчас, но которые, оказывается, имеют огромную ценность. Простое описание самых страшных событий. 

Время идет. Сейчас Победа для многих – страницы школьного учебника, экспозиции музеев, обрывки воспоминаний. Давайте будем помнить. Это важно.

 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам