Троица: церковный праздник и народные обряды

В воскресенье Троица – большой православный праздник, посвященный сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова (Пятидесятница). Этим событием утверждалась в мире христианская вера, а этот день стал считаться днем рождения церкви. 

Про родительскую субботу редко кто не забывает

Накануне отмечается Троицкая родительская суббота – одна из пяти в годичном календаре православной церкви. Казалось бы, почему суббота и почему их только пять? Разве нельзя поминать родителей ежедневно или каждую неделю, для чего выделен этот день? 

На эти вопросы иеромонах Макарий (Маркиш) ответил «РК»: «Каждая суббота – особый, праздничный день в церковном календаре, и каждое субботнее богослужение имеет в себе составляющую, посвященную поминовению умерших. Надо сказать и больше: за каждой божественной литургией, не исключая даже дня Святой Пасхи, происходит поминовение умерших перед Жертвенником и перед святым Престолом. Это постоянная и необходимая тема наших молитв, и поэтому естественно было обозначить особые дни, когда ей посвящается усиленное внимание всей Церкви: будь то в память павших воинов (Димитриевская родительская суббота в ноябре), перед Великим Постом и к празднику Святой Троицы. Как правило, наши люди не забывают о родительской субботе и не ленятся помянуть родителей; но поминать надо и всех. Святитель Феофан Затворник писал: «Помни, что молитва об усопших сильна общностью – тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших. Это будет от тебя им милостыня».

Кому из троих молиться?

Многие из нас ограничивается банальными записками за упокой родителей и не задумываются о глубинном значении дня. Уходят из храма, не дослушав проповедь священника, который обязательно скажет, что поминальный день перед Троицей – предтеча дня рождения новой церкви. 

Конечно, в одной газетной публикации невозможно выразить, в чем же глубинное значение праздника Святой Троицы. Догмат о ней – самый фундаментальный и, пожалуй, самый таинственный в христианской вере. 

Не зря в некоторых религиозных университетах есть целые факультеты, изучающие только его. 

«Чтобы сформулировать догмат о Троице, потребовалось около трех столетий непрестанного подвига христианских мыслителей, – продолжает отец Макарий. – То, что Бог – это три разных лица в едином существе, может звучать парадоксально и невразумительно. Но то, что Бог есть любовь (об этом дважды напоминает апостол Иоанн), становится понятно интуитивно. Поразмыслите над этим и увидите, как из второго положения естественно следует первое».

Я часто слышу в разных интерпретациях вопрос от неискушенных: если Бог в трех лицах, то какому из них все-таки нужно молиться? И вообще, разве молитва – это не наше личное дело? 

«Конечно, я бы сказал, что это интимное дело души, – отвечает отец Макарий. – Однако этот факт никак не противоречит необходимости христианского просвещения, которому служат множество печатных изданий и материалов в сети, где приводятся общецерковные молитвы для храма и для дома. Некоторые молитвы обращены к Пресвятой Троице в целом, но большинство – к кому-либо из Божественных Лиц. Так, например, всем знакомая стихира «Царю Небесный», с которой начинаются многие молитвословия, это молитва Святому Духу («Духу истины»). Особенно важно усвоить, что божественная литургия, за исключением нескольких отдельных молитв, обращена к Богу Отцу. Нередко пение хора заглушает молитвы литургии, поэтому надо следить за ними по тексту и смотреть в сети видеотрансляции богослужений патриарха.

 «Посредники» все-таки нужны 

На Троицу храмы убирают и украшают зеленью, ветками, а церковный пол устилали травой. На торжественной вечерне люди стоят с цветами в руках. Таким вошел этот праздник в народное сознание и в родную литературу – как некое солнечное, светлое торжество, как праздник цветения и радостная встреча с Божьим миром во всей его красе. Троицкая служба считается самой продолжительной в году. Дело в том, что она соединяет праздничную литургию с Троицкой вечерней – уникальным богослужением, которое совершается один раз в году и содержит важнейшие молитвы. Опять же, для уверенного их восприятия священники советуют читать молитвенник (правилами богослужения допускается и чтение онлайн в интернете) на церковнославянском или русском языках.

Впрочем, довольно часто можно слышать от людей, которые не ходят в храм, такое мнение: «Зачем обряды и сама церковь нужны истинно верующему человеку? В общении с Богом мы обойдемся без посредников?» Наверняка и вам, дорогие читатели, часто приходилось слышать такие высказывания. На них отец Макарий парирует: «Вы хорошо заметили: именно «которые не ходят в церковь». Они не только не ходят и не знают ее, но и не хотят знать. А в наше время у каждого есть все возможности, чтобы узнать Христа и Его Церковь, освободиться от суеверий и предрассудков. Приведу довольно точную аналогию. Представьте, если бы ученики выдвинули новую «прогрессивную» версию таблицы умножения, где всё гораздо проще, чем в нынешней «устарелой»: 2×2=22, 4×7=47 и так далее. Она бы бесспорно понравилась детям, потому что очень легко запоминается и усваивается. Потом бы пришел учитель математики и заявил бы истинный вариант таблицы умножения, а ученики с тем же апломбом заявили бы, что посредники между ними и арифметикой не нужны». 
Есть кому березу заломати?
В славянской Руси в это время отмечался праздник прощания с весной и встречи лета. Испокон веков он считался женским, девичьим, а эти дни назывались «Зелеными святками» или русальной неделей. 
Постепенно народные обряды слились с новыми христианскими, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. На Троицу был распространен обряд завивания березы. Незамужние девушки еще до праздника уходили в лес, находили молодую березку и заплетали в кольцо по одной из веток, не ломая их. А на Троицу возвращались к завитой березе и расплетали. 
Действия с березой не всегда ограничивались ее завиванием. В ивановских традициях было срубить березу и, украшенную лентами, платками и цветами, носить ее по деревням под пение песен. Затем дерево устанавливали и устраивали под ним праздничную трапезу, а после ломали ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы. 
Рубить деревья теперь без разрешения запрещено, а вот завить, то есть по старинному обычаю украсить березы легкими цветными лентами, – вполне допустимо, это очень красивая традиция. К тому же в Иванове берез много, присмотритесь: на Троицу они как будто сами протягивают нам ветки. 
 ***

 Протопресвитер Александр Шмеман писал: «Все религии (среди них и самые древние, и самые первобытные) знали праздник летнего цветения, праздник первых всходов, плодов, растений. Если в ветхозаветной религии Пасха была – праздником весеннего воскресения мира и природы, то Пятидесятница – праздником перехода весны в лето, праздником победы солнца и света, праздником космической полноты. Троица – праздник истории раскрытия воли Божией о мире и о человеке, праздник будущего торжества, победы Бога над злом, наступления великого и последнего «дня Господня». Всё это надо знать или вспомнить, чтобы понять, как переживали, воспринимали Пятидесятницу первые христиане, почему она стала одним из главных христианских праздников. Итак, для христиан праздник Пятидесятницы – это исполнение всего совершенного Христом. Христос учил о Царстве Божием: и вот оно раскрылось! Христос обещал, что Дух Божий откроет Истину – и вот это совершилось. Мир, история, время, жизнь: все освещено последним светом, все наполнено окончательным смыслом». 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам