Текстиль жив идеями
Достаточно посмотреть данные статистики, а потом – обратить внимание на номера автобусов и машин, которые ежедневно приезжают в наши текстильные торговые центры. Москва, Нижний Новгород, Ярославль, Кострома, более отдаленные регионы – предприниматели из десятков городов приезжают в Иваново за продукцией наших швейных предприятий. И это только надводная часть айсберга: многие наши производства работают с крупными федеральными заказчиками или продают продукцию на маркетплейсах.
И, пожалуй, самая востребованная профессия в Иванове сегодня – это швея. Судя по объявлениям на «Авито», зарплаты профессиональных швей сегодня одни из самых высоких в регионе, и тем не менее дефицит кадров в отрасли упоминается в любом разговоре на тему легпрома.
Большинство текстильных предприятий, которые сейчас работают в регионе, были созданы на базе советских производств. А швейка, по большому счету, формировалась с нуля, ориентируясь, с одной стороны, на возможности местного бизнеса, а с другой – на потребительский спрос. Тем не менее, сегодня многие швейные компании – это современные производства, где акцент делается не только на доступность продукции для покупателей, но и на качество.
От двух машинок – к маркетплейсам
Как выстроить с нуля швейное производство, создать собственный бренд и какие перспективы есть у швейной отрасли в регионе? Об этом мы поговорили с генеральным директором компании «ZAVI» Павлом Полежаевым.
– Павел Александрович, почему вы решили создать именно швейное предприятие? Ведь это не самая простая отрасль, да и конкуренция здесь высока.
– Наше предприятие было создано в 2017 году. Я тогда ушел с госслужбы и хотел попробовать себя в бизнесе. Причем не просто в бизнесе, а именно в производстве. Так получилось, что в моем окружении были специалисты по производству трикотажных швейных изделий. И я решил попробовать работать в этом направлении. Решили заняться производством домашней одежды, затем расширили ассортимент и сейчас производим повседневную одежду из трикотажа.
– Насколько сложным был выход на рынок?
– Мы начинали работать буквально вслепую – и, конечно, наделали немало ошибок. И учились на них. И начиналось всё классически – с нескольких швейных машинок, затем производство расширялось, сейчас у нас работает 80 человек. Конечно, нас нельзя назвать крупной компанией, но такой масштаб дает нам возможность гибко реагировать на изменения на рынке, как глобальные, так и локальные.
Надо отметить, что в 2010-х годах был определенный переломный момент в отрасли: практически не осталось крупных предприятий в нашем сегменте, основными конкурентами являлись, с одной стороны, западные бренды, а с другой – производители из Юго-Восточной и Центральной Азии. Если же говорить о спросе, то в сегменте масс-маркета, по большому счету, не была сформирована потребительская культура, покупатель в большей степени ориентировался на цену, а не на качество.
Мне было интересно решить эту достаточно сложную задачу: производить одежду массового сегмента, но качественную. Не скажу, что сразу, но в целом это удалось.
– За то время, что существует ваше предприятие, произошло два серьезных кризиса: пандемия коронавируса и существенные изменения в экономике, связанные с событиями 2022 года. Как вы справлялись с этими вызовами?
– Если говорить о периоде пандемии, то самое главное изменение – это взрывное развитие интернет-продаж. Мы включились в этот процесс с самого начала, и сегодня продукция нашей марки есть на всех основных маркетплейсах – Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Ла Мода» и т.д. Эта стратегия оказалась успешной и позволила отказаться от офлайн-площадок.
Но дело в том, что к 2020 году мы подошли с уже определенным образом выстроенными процессами: была создана команда, сформировался коллектив сотрудников, мы наработали опыт в создании собственного модельного ряда, у нас были надежные поставщики и понимание рынка. Плюс установка на соблюдение определенных стандартов, определенная культура производства. Думаю, что именно это позволило нам достаточно оперативно среагировать и перестроиться в 2022 году, когда многие производственные цепочки были разорваны.
Кроме того, мы уже тогда сотрудничали и сейчас продолжаем сотрудничать с рядом федеральных брендов одежды – например, Ralf Ringer, и уход с российского рынка западных брендов дал определенный толчок для расширения производства.
– Как вы считаете, можно ли Иваново назвать швейной столицей нашей страны?
– Столица – это, наверное, слишком громкое название, но то, что здесь сконцентрировано большое количество производств – это факт. И то, что эта отрасль является значимой для нашего города и нашей области – тоже.
С одной стороны, это плюс: например, с теми, кто зарекомендовал себя на рынке как качественный производитель, активно сотрудничают федеральные бренды, что позволяет расширить рынок сбыта. С другой – существуют достаточно серьезные проблемы, которые создают предпосылки для возможных кризисов. Например, это дефицит профессиональных кадров, который ограничивает развитие отрасли. Кроме того, усиливается конкуренция со стороны производителей из Центральной Азии, прежде всего Узбекистана.
Тем не менее, думаю, что благодаря накопленным еще с советских времен компетенциям ивановским швейникам удастся с честью пройти и эти испытания.
"Мы начинали с семи вязальных станков"
Артем Потапенко, генеральный директор группы компаний «ЛИДЕРТЕКС»:
О том, что Иваново – важнейший текстильный центр России, я знал с детства. Как и все школьники, ходил с классом на экскурсии на фабрики. Да и у многих друзей родители работали в этой отрасли. О том, что я сам когда-нибудь свяжу жизнь с текстильной промышленностью, не мог даже представить. Как все мальчишки, хотел стать космонавтом, футболистом, врачом…
В 16 лет создал свой первый бизнес. На пару с товарищем организовали доставку новогодних подарков, сами их собирали и развозили. Даже удалось немного заработать – нужно было помогать семье в непростые 90-е годы. Затем было еще несколько бизнес-проектов, успешных, но далеких от легкой промышленности.
Но вуз окончил профильный – Ивановский текстильный институт – по специальности управление производством. Диплом получил, дело стало за производством. Уже тогда решил, что буду создавать свое предприятие. Удалось взять в лизинг семь вязальных станков. Это было наше первое оборудование.
Производство разместили на территории бывшей фабрики Балашова, арендовали небольшой цех. Сам, конечно, за станком не стоял. Но процесс работы усвоил во всех тонкостях – оборудование сломалось через месяц. Вызвать специалиста из-за границы стоило, как купить еще столько же станков. Чинили сами, ходили по локоть в машинном масле.
Сказать, что было тяжело, – значит, ничего не сказать. Пережили кризис, пожар, случившийся в мой день рождения. Много всего… Кто помогал? Да почти никто. Банки кредитов нам не давали, четкой бизнес-модели не было. Но семья, близкие верили. И эта поддержка была самой значимой, пусть и не ресурсной.
Шаг за шагом начали наращивать объемы. Докупали станки, решили отказаться от аренды площадей и строиться самостоятельно, начали развивать собственный производственный кластер в Сосневе. Это сейчас там обустроенная промышленная зона. Тогда это были бросовые земли на окраине города, поросшие бурьяном. Постепенно расширялись, а недавно завершили возведение новой фабрики. Пристроили всего ее за год. И это не просто здание в семь этажей. Здесь применены инновационные конструктивные решения, разработанные для современных промышленных сооружений. Пожалуй, таких объектов в нашем регионе не возводили с советских времен. Я очень горжусь новой фабрикой!
За последние три года мы «шагнули» в районы. Сначала приобрели фабрику «Солидарность» в Савине. Она была не в самом хорошем состоянии, там было всего 90 работников. Теперь на фабрике трудятся шестьсот человек, получают достойную зарплату в родном поселке, а не ездят на «вахты» в Москву. Завершаем процесс приобретения кинешемской «Томны». За месяц создали там сто рабочих мест – люди работают на совершенно новом современном оборудовании. Планируем к концу года расширить штат работников до двухсот человек.
Для нас эти фабрики не просто промышленные площадки. Это история в 150 лет, это настоящие индустриальные символы городов. Поэтому очень важно не только запустить в них производственный процесс, но и сохранить дух этих старинных зданий.
Сегодня в нашей группе компаний работают две тысячи человек. Мы производим очень много разной текстильной продукции – традиционные для региона хлопчатобумажные ткани и домашний текстиль, трикотаж, техническое полотно. У нас более 30 филиалов работает по всей России!
Моя мечта, чтобы ивановский край сохранил свой статус текстильного цеха страны. Самое главное – сберечь опыт многих поколений текстильщиков: у нас живут трудолюбивые и предприимчивые люди, которые выстоят в любые кризисы!