Очень горькое, буквально оглушающее известие...
В областном центре продолжается обустройство ледовых площадок
В Иванове пройдет XXIV Всероссийский конкурс вокалистов 
Преподавателей, студентов и ветеранов вуза с профессиональным праздником поздравил глава города Иванова Александр Шаботинский
Завоевали на всероссийских соревнования по каратэ ивановские спортсмены
Любимые сказочные герои проедут по центральным улицам города Иванова.
Выставка на газетной полосе

Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Чернова-Плёсского. Вторая часть его фамилии появилась во время учебы в Академии художеств – чтоб отличаться от тезки-однокурсника и прославить место рождения.

 

Портретист председателя земного шара

Биография этого живописца связана не столько с Плёсом, сколько с Волгой – неслучайно река часто появлялась на его полотнах. Детские годы будущего мастера прошли в Кинешме, там он получил начальное образование. Затем было Казанское художественное училище – тогда одно из лучших в России. 

Молодой человек давал частные уроки. Одной из его учениц была Вера Хлебникова – в будущем известная художница-авангардистка и автор воспоминаний о своем брате – Велимире. К слову, поэт, позже провозгласивший себя председателем земного шара, упоминает репетитора в одном из писем родным – они встретились в 1909 году в Санкт-Петербурге. Сохранились также два портрета, написанные Черновым-Плёсским в доме Хлебниковых: «Вера в зеленой шапке» и «Витя [Велимир] и Вера в лодке», эти работы сейчас хранятся в Астраханском музее.

В 1905 году наш герой переехал с Волги на берега Невы – его без экзаменов приняли в Академию художеств. Об идеологии молодого человека можно судить по дипломной работе – «Конец дедушки». Искусствовед Михаил Сокольников подробно описал ее: «…На дороге у забора лежит старик-нищий. До самой последней минуты он собирал милостыню. Разжатая ладонь мертвого как бы просит подаяния. Вокруг старика – группа волгарей-крючников, женщина с девочкой. Один из рабочих читает найденную при старике бумагу. Может быть, это вид на жительство, а может, и письмо внука…» 

Вероятно, судьба маленького человека действительно была близка и важна художнику. Сохранились воспоминания, что во время летних каникул Чернов-Плёсский жил в Нижнем Новгороде, работал в ночлежном бараке для бездомных. «Как восторженно отзывались о Леониде эти обездоленные люди! Много времени он уделял хлопотам об улучшении условий быта этого барака, на беседы и читки газет и книг по вечерам», – рассказывала сестра художника на страницах «Рабочего края» полвека назад.

Интересно, что молодой выпускник академии выполнял и заказные работы – в Псковском музее хранится парадный портрет сенатора Н.П. Лавринского (1915).  

Арестован в Иванове

За год до революции Чернов-Плёсский осел в Кинешме, творческая жизнь была насыщенной. Кажется, художник не разделял искусство на высокое и низкое – он работал над жанровыми картинами, революционными плакатами, карикатурами и книжными заставками, декорировал рабочие клубы, делал декорации для театра, параллельно преподавал на рабфаке и вел изостудию в поселке Томна.

Чернов-Плёсский становится иллюстратором иваново-вознесенского книжного издательства «Основа», известного на всю страну. В начале 1930-х приглашен на постоянную работу в областной центр. Тогда в его творчестве появляются обязательные для того времени сюжеты, характерны уже названия живописных полотен: «Перевоз Смычка» (1934), «На Колчака. Военизированные буксиры на Волге» (1935), «Индустриальный берег Волги» (1935), «У элеватора» (1935), «Смерть Ф.А. Афанасьева» (1937), «С колхозной капустой» (1937). 

В 1934 году художник посещает Волгострой – ударную советскую стройку. Из творческой командировки привезены многочисленные зарисовки, в основном портреты. Одна из самых известных работ Черного-Плёсского того периода – «Современные волгари» (1935), она хранится в Ивановском краеведческом музее (репродуцировалась в нашей газете в номере от 28 июля с.г.).

Искусствовед М. Сокольников, знавший мастера, вспоминал: «Леонид Михайлович был чудесным человеком, настоящим товарищем – отзывчивым и гуманным. Он обладал высокой культурой, писал стихи, играл на гитаре, пел».

Профессиональная деятельность художника прервалась в конце 1937 года – он был арестован НКВД. В разных источниках приводятся разные даты смерти: 1937, 1938, 1941. Вероятно, Чернов-Плёсский был почти сразу расстрелян как враг народа. Реабилитирован в 1956 году. В начале 1960-х стали появляться публикации о творчестве волгаря (в газетах его называли «певцом великой реки», «самобытным талантом» и «старейшим художником края»).

У художника после ареста оставалась дочь, до сих пор живы родственники. Богатый архив хранится в Кинешемском художественном музее, в эти дни там проходит мемориальная выставка. Однако многие детали жизни Чернова-Плёсского неизвестны, пока нет монографического исследования его творчества.  

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Освящение

С храма на Вокзальной площади сняли леса

«Вдыхая жизнь»

Так называется выставка скульптора по металлу Владимира Волкова, известного не только в нашем городе, но и за его пределами.

Когда Новый год летом!

О национальных традициях, культуре, блюдах и обычаях там, где никогда не бывает снежной и привычной для нас зимы.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам