Художник-волгарь
Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Чернова-Плёсского. Вторая часть его фамилии появилась во время учебы в Академии художеств – чтоб отличаться от тезки-однокурсника и прославить место рождения.
Портретист председателя земного шара
Биография этого живописца связана не столько с Плёсом, сколько с Волгой – неслучайно река часто появлялась на его полотнах. Детские годы будущего мастера прошли в Кинешме, там он получил начальное образование. Затем было Казанское художественное училище – тогда одно из лучших в России.
Молодой человек давал частные уроки. Одной из его учениц была Вера Хлебникова – в будущем известная художница-авангардистка и автор воспоминаний о своем брате – Велимире. К слову, поэт, позже провозгласивший себя председателем земного шара, упоминает репетитора в одном из писем родным – они встретились в 1909 году в Санкт-Петербурге. Сохранились также два портрета, написанные Черновым-Плёсским в доме Хлебниковых: «Вера в зеленой шапке» и «Витя [Велимир] и Вера в лодке», эти работы сейчас хранятся в Астраханском музее.
В 1905 году наш герой переехал с Волги на берега Невы – его без экзаменов приняли в Академию художеств. Об идеологии молодого человека можно судить по дипломной работе – «Конец дедушки». Искусствовед Михаил Сокольников подробно описал ее: «…На дороге у забора лежит старик-нищий. До самой последней минуты он собирал милостыню. Разжатая ладонь мертвого как бы просит подаяния. Вокруг старика – группа волгарей-крючников, женщина с девочкой. Один из рабочих читает найденную при старике бумагу. Может быть, это вид на жительство, а может, и письмо внука…»
Вероятно, судьба маленького человека действительно была близка и важна художнику. Сохранились воспоминания, что во время летних каникул Чернов-Плёсский жил в Нижнем Новгороде, работал в ночлежном бараке для бездомных. «Как восторженно отзывались о Леониде эти обездоленные люди! Много времени он уделял хлопотам об улучшении условий быта этого барака, на беседы и читки газет и книг по вечерам», – рассказывала сестра художника на страницах «Рабочего края» полвека назад.
Интересно, что молодой выпускник академии выполнял и заказные работы – в Псковском музее хранится парадный портрет сенатора Н.П. Лавринского (1915).
Арестован в Иванове
За год до революции Чернов-Плёсский осел в Кинешме, творческая жизнь была насыщенной. Кажется, художник не разделял искусство на высокое и низкое – он работал над жанровыми картинами, революционными плакатами, карикатурами и книжными заставками, декорировал рабочие клубы, делал декорации для театра, параллельно преподавал на рабфаке и вел изостудию в поселке Томна.
Чернов-Плёсский становится иллюстратором иваново-вознесенского книжного издательства «Основа», известного на всю страну. В начале 1930-х приглашен на постоянную работу в областной центр. Тогда в его творчестве появляются обязательные для того времени сюжеты, характерны уже названия живописных полотен: «Перевоз Смычка» (1934), «На Колчака. Военизированные буксиры на Волге» (1935), «Индустриальный берег Волги» (1935), «У элеватора» (1935), «Смерть Ф.А. Афанасьева» (1937), «С колхозной капустой» (1937).
В 1934 году художник посещает Волгострой – ударную советскую стройку. Из творческой командировки привезены многочисленные зарисовки, в основном портреты. Одна из самых известных работ Черного-Плёсского того периода – «Современные волгари» (1935), она хранится в Ивановском краеведческом музее (репродуцировалась в нашей газете в номере от 28 июля с.г.).
Искусствовед М. Сокольников, знавший мастера, вспоминал: «Леонид Михайлович был чудесным человеком, настоящим товарищем – отзывчивым и гуманным. Он обладал высокой культурой, писал стихи, играл на гитаре, пел».
Профессиональная деятельность художника прервалась в конце 1937 года – он был арестован НКВД. В разных источниках приводятся разные даты смерти: 1937, 1938, 1941. Вероятно, Чернов-Плёсский был почти сразу расстрелян как враг народа. Реабилитирован в 1956 году. В начале 1960-х стали появляться публикации о творчестве волгаря (в газетах его называли «певцом великой реки», «самобытным талантом» и «старейшим художником края»).
У художника после ареста оставалась дочь, до сих пор живы родственники. Богатый архив хранится в Кинешемском художественном музее, в эти дни там проходит мемориальная выставка. Однако многие детали жизни Чернова-Плёсского неизвестны, пока нет монографического исследования его творчества.