Проверка подготовки жилищного фонда к отопительному периоду 2024-2025 годов будет завершена 15 сентября
Торговлю можно осуществлять на ярмарках города Иванова
2 сентября во Дворце игровых видов спорта
Есть места, куда по сигналам жителей бригада выезжает повторно
Работы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги»   
Буллинг – агрессия, направленная на одного и того же человека, иными словами – травля

И это не означает, что, например, ребенок, оказавшийся изгоем на данном отрезке жизни, – плохой, неудачливый или глупый. Он вполне может стать успешным и свободным в другом коллективе. Или в том же, но при условии, что издевательства прекратятся. 

О том, как возникает травля, что становится причиной и как этого избежать, мы поговорили с уполномоченным по правам ребенка в нашем регионе Светланой Протасевич.

– Светлана Александровна, буллинг – новое название неновой проблемы. В чем причина появления агрессии, как вы считаете?

– Травля существовала всегда. Везде, где есть группа людей, возникает опасность ее возникновения. Проблема может исходить не только со стороны одноклассников, но и со стороны учителей, со стороны воспитателей детского сада, бывает, что и со стороны родителей. То есть по своей сути травля не имеет возрастных ограничений, она может возникать как в детских, так и во взрослых коллективах. На эту тему снято много фильмов. Есть замечательные советские фильмы «Мимо окон идут поезда», «Чучело», «Доживем до понедельника». Есть новый фильм «Класс коррекции». В этих картинах показано, что взрослые люди порой не только не в состоянии изменить ситуацию, но зачастую даже поддерживают эту травлю, а иногда и создают ее сами. 

– Но если у взрослого человека всегда есть выбор: он, к примеру, может покинуть коллектив, в котором подвергается травле, то школьник или воспитанник детского сада полностью зависит от взрослого. И, что говорить, буллинг в детских коллективах самый беспощадный.

– У этой проблемы много аспектов. Для начала важно научиться различать понятие класса, группы и коллектива. Класс – это еще не коллектив. Класс – это дети, которые находятся в одном месте для освоения учебной программы. А вот создать коллектив из класса – это большое искусство и одна из основных задач педагога.

Коллектив – это сплоченная группа, объединенная общей идеей, в которой на первом месте взаимовыручка, а не иерархия, в которой и ученики, и учителя берут на себя определенные обязательства.

Надо различать два понятия. Обязанность – это то, что человеку предложено, и он обязан это соблюдать. А обязательства человек берет на себя добровольно, это более высокая степень осознанности и ответственности. В классе люди имеют обязанности, а в коллективе – обязательства. Травля может возникнуть в классе, но не в коллективе.

Второй аспект – взаимоотношения в семье. Да, иногда врагами ребенка являются его собственные родители, которые с раннего детства внушают, что он неудачник, что у него ничего не получится. Эта информация, разумеется, считывается, подхватывается одноклассниками. Не менее опасны ситуации равнодушия, когда взрослые заняты собой, зарабатыванием денег, бытом. На ребенка не остается ни времени, ни сил, и он считает, что никому не нужен. Потому как если мальчик один раз пришел к родителю и сказал, что его обижают, а тот отмахнулся: «Да что ты, не мужик, сдачи дать не можешь?», то он больше к родителю не пойдет с этим вопросом. Да, он не может, он боится. Но говорить об этом нет смысла.

Третий аспект – позиция учителя, который при определенных обстоятельствах может сам создать ситуацию травли. Один из ярких примеров – когда педагог перекладывает поставленную перед ним задачу на плечи якобы лидера. Возможно, это субботник, уборка класса или другие поручения. Этот неформальный лидер заставляет детей работать запугиванием, стравливанием, возможно даже физическим насилием, психологическим давлением. Спорные методы? Но работа выполнена, учитель его хвалит. Именно с этого момента педагог перестает быть лидером в классе. Поэтому в педагогическом сообществе очень важно не только не поощрять буллинг, но и не быть его инициатором.

А таких примеров множество. Когда воспитательница ставит «провинившегося» ребеночка в центр круга и остальные дети, которые и говорить-то еще не умеют, стыдят его. Это не так безобидно, как может показаться. У человека на всю жизнь может возникнуть комплекс неполноценности и боязнь оказаться в центре внимания. Потому что быть в центре внимания страшно. Или при всех позорят первоклашку за то, что у него, к примеру, плохой почерк, говорят: «Ты пишешь, как курица лапой», и весь класс смеется. Ребенок никак не может защититься, он абсолютно беспомощен в этой ситуации. Он только начал учиться, а учитель уже повесил на него ярлык, от которого ему никуда не деться. 

– Получается, учителя нередко сами инициируют травлю?

– Да, иногда жертву «назначает» педагог. Это происходит тогда, когда он не пресекает, а поощряет издевательства. Тут может присутствовать и скрытый мотив. В годы своей педагогической деятельности я услышала от одного из учителей фразу, что «в моем классе 28 детей и еще один». Один – тот, который самый неудобный, нехороший, от которого хочется избавиться. Это очень страшно. Для буллинга и травли недостаточно жертвы и агрессора. Нужна поддерживающая среда, в том числе и учителя, которые закрывают глаза и которым удобно, что дети сами наводят порядок. 

– И всё же, есть классический портрет агрессора и жертвы?

– Нет, такого портрета нет. Иногда агрессоры – это очень приятные дети, на которых опираются педагоги, дети, которые имеют достаточно высокий социальный статус.

Но уже доказано, что в ситуацию жертвы дети, имеющие высокий социальный статус, попадают реже. Видимо, уверенность в себе транслируется им от родителей, это так называемые невербальные способы передачи восприятия мира, который ребенок несет в себе. 

– В аппарат уполномоченного по правам ребенка поступают жалобы на травлю в школах?

– Да, обращаются, и письменно, и в рамках приемов граждан. Просят «убрать этого учителя», «убрать эту семью», «убрать этого мальчика». Мы объясняем, что никто никого убирать не будет. Потому что нужно научиться наводить мосты внутри коллектива, разбираться в каждой ситуации очень серьезно. Здесь много зависит от работы каждого: социального педагога, службы школьного примирения, директора, завуча, классного руководителя, самого класса и каждого родителя и ученика в отдельности. Здесь мы говорим о сплоченности, о нравственных ценностях каждого. И очень часто в классе образуется группа ребят, которые пресекают попытки буллинга в самом начале. Своим поведением, отношением к ситуации они говорят: «Нет, мы это не поддерживаем». Это «неподдержка» может быть обращена и в сторону учителя, и в сторону агрессора из класса. 

Конфликт всегда можно урегулировать. Есть восстановительная медиация, есть круги примирения, есть методики выстраивания взаимоотношений в школьных коллективах. К счастью, на сегодняшний день, большинство таких историй удается урегулировать внутри школы – в Иванове сильные и неравнодушные педагоги, которые могут снимать эти конфликты и делают это. Но, подчеркну, неравнодушным должен быть каждый из нас. Это зона ответственности каждого. Подвергнуться издевательствам может любой, это не зависит ни от внешности, ни от личностных качеств. Все дети хорошие, все люди хорошие. И задачи каждого взрослого – создать доброжелательные отношения в детских коллективах, объединенных целью дружить, развиваться и постигать науку.

 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Сентябрь покажет, за что нарушители получат новые штрафы

С осени в жизни российских водителей произойдут значительные изменения. Где установят новые камеры, когда ОСАГО будет не нужен и что положить в автоаптечку?

Главное – глядеть по сторонам

Каникулы закончились, отвыкшие от активного дорожного движения дети вернулись в город. Безопасен ли он для них? 

В путешествие – верхом

Конные прогулки становятся всё популярнее

Образование для каждого

Наравне со всеми к постижению науки приступят более двух тысяч детишек с отклонениями в развитии

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам