Что такое хорошо и что такое плохо?
Никакого сочувствия – чисто деньги
На днях полицейские задержали 15-летнюю девочку, которая была курьером у мошенников. Она забирала деньги у граждан, обманутых телефонными аферистами, и отправляла их преступникам.
Пресс-служба полиции сообщала, что предположительно фигурантка забирала деньги у двух потерпевших в Пучеже. Передвигалась на такси, которое ей обеспечили сами мошенники. Но бдительный таксист, заподозрив неладное, заблокировал двери машины и привез девочку в отделение полиции. Сейчас ведется проверка.
Знала ли эта девчонка, что совершает преступление? Почему вообще наши дети вдруг становятся способны на это, действуют самостоятельно или позволяют кому-то втянуть себя в преступные схемы?
Инспектор отдела по делам несовершеннолетних УМВД России по Ивановской области Ирина Шмелёва говорит, чтобы понять это и остановить ребенка от преступления, ведется огромная работа.
«Эта девочка поехала за деньгами к пожилому человеку, обманутому мошенниками, как курьер. Но она ведь не вникала в детали, у нее не было ни жалости, ни сочувствия, ни сострадания. Она думала только о деньгах, которые она получит быстро на карман. И даже мысли не возникало, что она участник преступления. А бОльшая их часть совершается именно так, не думая о последствиях.
Особенно это проявляется в сфере незаконного оборота наркотиков. Дети, которые привлечены к уголовной ответственности за распространение наркотиков, сами не состояли на учете и не употребляли. Принято считать, что если связан с наркотиками, значит, сам наркоман – вовсе нет. Исходя из статистики, которую мы ведем, интерес у них – только денежный. В день закладчик-подросток может заработать больше, чем его родители за месяц. Конечно, соблазняются этим те дети, кому не заложили нравственные основы и элементарные правовые знания. Да и общество влияет на эти настроения: в интернете множество негативных примеров заработков блогеров, которые пропагандируют «ничегонеделание», пустую болтовню, красивую жизнь и легкие деньги. Подростки насмотрятся и думают: почему им так можно, а мне нет? И всегда находятся те, кто поддержит эту идею: а давай-ка заниматься вот этими закладками – напрягаться не надо, получишь товар, схему, где его разложить, и так далее. И они соглашаются, не думая об ответственности».
Младшим по картинкам, старшим на кодексе
Об этом, об правовой ответственности, инспекторам УПДН и приходится говорить на профилактических лекциях и занятиях с детьми.
«Прежде чем прийти в образовательную организацию с выступлением, мы проводим анализ на этой территории, – рассказывает Ирина Борисовна. – Какие преступления характерны для района, именно для этой школы или лицея, кто здесь живет и учится, с чем сталкивается педагогический коллектив. Бывает, учителя говорят: да у нас всё нормально, вы нам расскажите просто про уголовную и административную ответственность, что она существует. Но всё-таки в большинстве случаев сразу обозначается конкретная проблематика. Например, недавно учителя одной школы города Иваново пожаловались: дети младших классов начали материться, не стесняясь взрослых и друг друга, используют в речи ругательства и массово сквернословят. И мы сделали акцент в своих занятиях именно на эту часть в Административном кодексе. Рассказали, почему так нельзя, что именно влечет за собой нецензурная брань, за что можно привлечь человека, какая и с какого возраста наступает ответственность, кто ее несет на данный момент, пока детям не исполнилось 18 лет и так далее.
Всегда смотрим, какая тема актуальна, для какого возраста и ситуации. Задача – донести информацию в доступной форме, чтобы детям было понятно. Младшим рисуешь на доске, показываешь картинки. Со старшими классами уже можно говорить о законах и называть статьи – они в этом возрасте проходят обществознание, и многие правовые понятия им знакомы. Но всё равно каждый раз думаешь, как лучше подать, чтобы усвоилось, чтобы уберечь детей от преступлений, чтобы они и сами не совершили их, и не стали жертвами».
Разве воровать нельзя?
Ирина Борисовна говорит, иногда приходится объяснять самые элементарные вещи: «Объясняешь детям, что выносить неоплаченный товар из зала торгового центра – это воровство. Вы удивитесь, но многие так не считают. Сегодня провожу лекцию, а на следующий день они идут «на практику»: заметит ли камера, поймают ли на выходе? Эти дети потом доставляются в дежурную часть и прямо говорят: вчера к нам приходила Ирина Борисовна, а сегодня я просто решил ее перепроверить.
Бывает так, что службы безопасности торговых центров не всегда этих ребят задерживают. Тогда у них возникает чувство безнаказанности, они начинают наглеть и думают: если у меня это получилось один раз, получится и второй. В доверительных беседах эти ребята признаются, что у них есть друг, который постоянно так делает и никогда не попадается, и это здорово. Спрашиваем, зачем тебе это? Адреналин, протест, желание вырваться из-под опеки родителей и совершить «поступок» – разные причины. А главное, что безнаказанность приводит к ложному ощущению вседозволенности.
И не знают они, что в Административном кодексе есть статья (7.27 ч. 1), которая предусматривает ответственность за мелкое хищение товара (до 1000 рублей). Если больше – это уже другая статья того же АПК. Так вот если, не дай бог, ребенок совершает повторное хищение товара стоимостью больше 1000 рублей, автоматически возникает уголовное дело (ст. 158) и ребенок 14 лет несет уже уголовную ответственность – всё, жизнь поворачивается совсем по-другому. К сожалению, мало кто это понимает.
Я же ее не украл, а нашел
Или вот еще из нового – дети совершают преступления с найденными банковскими картами. Идут по магазинам и расплачиваться ими за товар, не подозревая даже, что это преступление, причем тяжкое (158-я статья ч. 3 УКРФ). То есть на ровном месте они находят себе серьезную проблему. Вот мы беседуем, рассказываем на профзанятиях: так нельзя делать. А они: а что такого? Я же не украл, я нашел эту банковскую карту, я не залез сумку, не вытащил ее из кармана. Чего меня сразу в «уголовку»? И даже не возникает мысли, что по закону ее нужно вернуть или в банк, или в полицию, а не расплачиваться ею в магазинах. Иначе это кража чужого имущества, только дистанционно.
В преступном мире свои «отличники»
Опытные специалисты говорят: безнаказанность за малое преступление влечет большое, а дальше – преступные схемы, оргпреступность, потом уже своя команда, бригада или банда с распределением ролей и ответственности. Есть реальные примеры, когда их создавали несовершеннолетние.
«Да, ребенок, который встает на преступный путь, вполне способен на это, – продолжает Ирина Борисовна. – Коллеги поймут, о ком я говорю. У нас несколько лет назад была реальная история, когда подросток собрал такую группу, причем организована она была очень творчески. Парень вообще был от природы одаренным, подавал большие надежды в учебе и в боксе, ему прочили хорошую карьеру. Рос он пусть в неполной, но в благополучной семье. Но в какой-то момент мама занялась личной жизнью, а бабушка одна не справилась. И ребенок буквально отбился от рук, забросил спорт и учебу, сколотил преступную группу, которая стала грозой района. А глава ее был настолько талантлив, что даже опытные сотрудники полиции удивлялись, как он всё организовал и проворачивал преступные схемы, вовлекая не только детей, но и взрослых. Сейчас парню около 20 лет, и он буквально не вылезает из тюрьмы.
Это, конечно, исключительный случай в нашей практике, но таких мальчишек, которые попадают в преступную среду, совершая обычную кражу в магазине, немало, к сожалению. Поэтому мы нужны. Будем и дальше ходить по школам и лицеям и разъяснять, что такое хорошо и что такое плохо, Уголовный и Административный кодекс. И если хотя бы одного ребенка удастся остановить от преступления, будет уже радость и удовлетворение – не зря работали».