Заведующая детским садом № 192
Владимир Шарыпов передал служебный автомобиль для УМВД по Октябрьскому району города Иваново
Начался капитальный ремонт железнодорожного участка Фурманов – Волгореченск
Прошло заседание оргкомитета по подготовке к Первомаю
23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Экспозиция неоднозначная, интересная. Но сходить определенно стоит

В Иванове в музейно-выставочном центре на улице Советской в рамках фестиваля «Первая фабрика авангарда» открылась выставка современного искусства. 

В том числе и потому, что проект посвящен памяти научного сотрудника Музея AZ Сергея Соловьёва, спектр научных и художественных интересов которого охватывал Ренессанс, авангард, неофициальное искусство 1960-х и современность. Уроженец Иванова, он на протяжении всей жизни поддерживал с городом тесные личные и профессиональные связи.

Диалог с эпохой Ренессанса 

В экспозиции – более ста работ мастеров советского неофициального искусства из собрания Музея AZ и современных художников: Дмитрия Краснопевцева, Михаила Шемякина, Олега Целкова, Дмитрия Плавинского, Гриши Брускина, Франциско Инфанте, Владислава Мамышева-Монро, Павла Отдельнова, Ирины Кориной, Петра Белого, Тимофея Ради, Сергея Денисова, Анны Мартыненко, Клавы Колибабы, Ани Мирошниченко, Андрея Рудьева и других. Куратор проекта – художник, искусствовед Александр Дашевский.

Авторы идеи апеллируют к эпохе Ренессанса. Как отметила Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ: «Новая выставка в Иванове интересна прежде всего своим неожиданным и смелым диалогом с эпохой Ренессанса. Александр Дашевский, известный художник и куратор проекта, с большим энтузиазмом погрузился во времена великих живописцев и ученых, в эпоху, породившую «универсального человека» – ищущего, смелого, постигающего мир опытным путем и утверждавшего, что именно человек является мерой всех вещей. Гуманизм как новое мировоззрение стал главной отличительной чертой Возрождения, что привело к созданию новых жанров в литературе, музыке, живописи, поэзии. С тех пор прошло много столетий, но человек по-прежнему задается теми же вопросами и пытается найти на них ответы».

Произведения искусства 1960–2020-х годов объединены затейливой концептуальной рамкой: проект построен по принципу зеркала, когда одна эпоха ищет отражения своих надежд, страхов, тупиков и отчаяния в опыте давно прошедшего периода. Таким двойником-собеседником современности на выставке становится Ренессанс – этап длительной трансформации социума, в результате которого появился современный раздираемый противоречиями мир. Как и мы, люди Возрождения творили будущее, думая, что сохраняют истины и достижения прошлого, колеблясь между ролями новаторов и наследников, экспериментаторов и охранителей.

Куратор «Симпатических взаимодействий» Александр Дашевский создал пространство исторических перекличек и параллелей на материале работ мастеров советского неофициального искусства и современных авторов.

Ренессансная медицина унаследовала от античности представление о том, что все процессы, происходящие в организме, зависят от баланса четырех гуморальных субстанций – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Гуморы внутри человека – отражение стихий, из которых состоит космос: земли, огня, воды и воздуха. Нарушение баланса в организме влияет на весь мир. Зритель выставки, как медик эпохи Возрождения, проследует вместе с жидкостями-стихиями по телу пациента-мироздания.

«Это большой проект о тревоге»

Выставка поделена на четыре раздела, каждый из которых метафорически связан с одним из гуморов. Каждый в свою очередь состоит из трех тематических рубрик, плавно перетекающих одна в другую. Перемещаясь по организму выставки, зритель наблюдает эклектичную логику отношений между произведениями.

Александр Дашевский, куратор выставки, объясняет: «Симпатические взаимодействия – это большой проект о тревоге, надежде, и том, как желание расколдовать будущее заколдовывает прошлое. Связи между работами, членение материала, образный строй организованы согласно представлениям об устройстве мира из арсенала ренессансной магии. Возрождение было временем не только и не столько дерзких новаторов, сколько периодом конкуренции, переусвоения и перепридумывания традиций, временем, когда консервативный инструментарий и риторика создавали условия, заставляющие мысль и знание двигаться к неизведанному. Ощущение конца, кризиса, тупика, опасности невольно заостряет внимание на истоке, начале, точке возникновения. Ренессанс – одна из эпох, которую современность назначила своим прародителем. Фигура гуманиста, решительно говорящего и уверенного в своей способности к суждению о политике, религии, движению планет и фармакологии, оказывается очень востребована, когда вы не доверяете ни проповеднику, ни собственному врачу, ни своей возможности разобраться в их кознях. Современность, вступающая в симпатические взаимодействия с историей знания эпохи Возрождения, подсвечивает неожиданные суждения, странные представления, удивительные споры и противоречия и одновременно рассказывает о себе. На этой выставке зрителю предстоит много с удовольствием читать и тренировать поэтическое зрение – экспозиция полна визуальных парадоксов и рифм».

Разделы выставки

Первый гумор-раздел «Буква и звук» посвящен вопросам языка – владением иностранными и древними языками; переводческой деятельности, которая была крайне важна для ренессансного гуманиста; нумерологии и эзотерическим трактатам, а также коммуникации с ангелами, занимавших людей той эпохи. Здесь представлены работы Дмитрия Краснопевцева, Евгения Михнова-Войтенко, Дмитрия Плавинского, Петра Белого, Владимира Абиха, Павла Отдельнова, Владимира Козина и других.

Второй раздел – «Магия точная и доказательная» – о натуральной магии, астрономии и астрологии и связи математики, музыки, движения звезд и гармонического мироустройства. В данном гуморе можно увидеть работы Андрея Рудьева, Димы Филиппова, Анны Мартыненко, Александра Морозова, Дениса Патракеева, Франциско Инфанте, Лидии Мастерковой, Владимира Наседкина, Гриши Брускина.

Третий раздел – «Медицина» – рассматривает устройство этой сферы в эпоху Возрождения через произведения Клавы Колибабы, Валерия Гриковского, Дмитрия Краснопевцева, Эрнста Неизвестного, Наталии Турновой, Олега Целкова, Владимира Янкилевского, Малле Лейс, Екатерины Исаевой, Сергея Денисова и других.

Четвертый же гумор – Primus et Novissimus – возвращается к теме постоянства и изменений. Художники: Владимир Кустов, Вика Бегальская и Александр Вилкин, Алёна Жандарова, Аня Мирошниченко, Сергей Тихонов, «Семичов – Кузьмин», Владимир Янкилевский, Сергей Колосов, Петр Дьяков, Петр Беленок, Тимофей Радя, Оскар Рабин, Сергей Тихонов и другие.

Выставка будет работать до 15 января 2024 года.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам