Общественная территория на улице Гоголя преобразится.
В Иванове прошел фестиваль футбола среди дошкольных учреждений
В Иванове проводятся проверки по выявлению фактов несанкционированной торговли
Первым ивановцев пригласил парк им. Степанова, следом - детский парк на улице Комсомольской
Проект по благоустройству детской площадки поддержали более двухсот жителей
Благоустройство детской площадки претендует на реализацию по программе «Местные инициативы»
Экспозиция неоднозначная, интересная. Но сходить определенно стоит

В Иванове в музейно-выставочном центре на улице Советской в рамках фестиваля «Первая фабрика авангарда» открылась выставка современного искусства. 

В том числе и потому, что проект посвящен памяти научного сотрудника Музея AZ Сергея Соловьёва, спектр научных и художественных интересов которого охватывал Ренессанс, авангард, неофициальное искусство 1960-х и современность. Уроженец Иванова, он на протяжении всей жизни поддерживал с городом тесные личные и профессиональные связи.

Диалог с эпохой Ренессанса 

В экспозиции – более ста работ мастеров советского неофициального искусства из собрания Музея AZ и современных художников: Дмитрия Краснопевцева, Михаила Шемякина, Олега Целкова, Дмитрия Плавинского, Гриши Брускина, Франциско Инфанте, Владислава Мамышева-Монро, Павла Отдельнова, Ирины Кориной, Петра Белого, Тимофея Ради, Сергея Денисова, Анны Мартыненко, Клавы Колибабы, Ани Мирошниченко, Андрея Рудьева и других. Куратор проекта – художник, искусствовед Александр Дашевский.

Авторы идеи апеллируют к эпохе Ренессанса. Как отметила Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ: «Новая выставка в Иванове интересна прежде всего своим неожиданным и смелым диалогом с эпохой Ренессанса. Александр Дашевский, известный художник и куратор проекта, с большим энтузиазмом погрузился во времена великих живописцев и ученых, в эпоху, породившую «универсального человека» – ищущего, смелого, постигающего мир опытным путем и утверждавшего, что именно человек является мерой всех вещей. Гуманизм как новое мировоззрение стал главной отличительной чертой Возрождения, что привело к созданию новых жанров в литературе, музыке, живописи, поэзии. С тех пор прошло много столетий, но человек по-прежнему задается теми же вопросами и пытается найти на них ответы».

Произведения искусства 1960–2020-х годов объединены затейливой концептуальной рамкой: проект построен по принципу зеркала, когда одна эпоха ищет отражения своих надежд, страхов, тупиков и отчаяния в опыте давно прошедшего периода. Таким двойником-собеседником современности на выставке становится Ренессанс – этап длительной трансформации социума, в результате которого появился современный раздираемый противоречиями мир. Как и мы, люди Возрождения творили будущее, думая, что сохраняют истины и достижения прошлого, колеблясь между ролями новаторов и наследников, экспериментаторов и охранителей.

Куратор «Симпатических взаимодействий» Александр Дашевский создал пространство исторических перекличек и параллелей на материале работ мастеров советского неофициального искусства и современных авторов.

Ренессансная медицина унаследовала от античности представление о том, что все процессы, происходящие в организме, зависят от баланса четырех гуморальных субстанций – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Гуморы внутри человека – отражение стихий, из которых состоит космос: земли, огня, воды и воздуха. Нарушение баланса в организме влияет на весь мир. Зритель выставки, как медик эпохи Возрождения, проследует вместе с жидкостями-стихиями по телу пациента-мироздания.

«Это большой проект о тревоге»

Выставка поделена на четыре раздела, каждый из которых метафорически связан с одним из гуморов. Каждый в свою очередь состоит из трех тематических рубрик, плавно перетекающих одна в другую. Перемещаясь по организму выставки, зритель наблюдает эклектичную логику отношений между произведениями.

Александр Дашевский, куратор выставки, объясняет: «Симпатические взаимодействия – это большой проект о тревоге, надежде, и том, как желание расколдовать будущее заколдовывает прошлое. Связи между работами, членение материала, образный строй организованы согласно представлениям об устройстве мира из арсенала ренессансной магии. Возрождение было временем не только и не столько дерзких новаторов, сколько периодом конкуренции, переусвоения и перепридумывания традиций, временем, когда консервативный инструментарий и риторика создавали условия, заставляющие мысль и знание двигаться к неизведанному. Ощущение конца, кризиса, тупика, опасности невольно заостряет внимание на истоке, начале, точке возникновения. Ренессанс – одна из эпох, которую современность назначила своим прародителем. Фигура гуманиста, решительно говорящего и уверенного в своей способности к суждению о политике, религии, движению планет и фармакологии, оказывается очень востребована, когда вы не доверяете ни проповеднику, ни собственному врачу, ни своей возможности разобраться в их кознях. Современность, вступающая в симпатические взаимодействия с историей знания эпохи Возрождения, подсвечивает неожиданные суждения, странные представления, удивительные споры и противоречия и одновременно рассказывает о себе. На этой выставке зрителю предстоит много с удовольствием читать и тренировать поэтическое зрение – экспозиция полна визуальных парадоксов и рифм».

Разделы выставки

Первый гумор-раздел «Буква и звук» посвящен вопросам языка – владением иностранными и древними языками; переводческой деятельности, которая была крайне важна для ренессансного гуманиста; нумерологии и эзотерическим трактатам, а также коммуникации с ангелами, занимавших людей той эпохи. Здесь представлены работы Дмитрия Краснопевцева, Евгения Михнова-Войтенко, Дмитрия Плавинского, Петра Белого, Владимира Абиха, Павла Отдельнова, Владимира Козина и других.

Второй раздел – «Магия точная и доказательная» – о натуральной магии, астрономии и астрологии и связи математики, музыки, движения звезд и гармонического мироустройства. В данном гуморе можно увидеть работы Андрея Рудьева, Димы Филиппова, Анны Мартыненко, Александра Морозова, Дениса Патракеева, Франциско Инфанте, Лидии Мастерковой, Владимира Наседкина, Гриши Брускина.

Третий раздел – «Медицина» – рассматривает устройство этой сферы в эпоху Возрождения через произведения Клавы Колибабы, Валерия Гриковского, Дмитрия Краснопевцева, Эрнста Неизвестного, Наталии Турновой, Олега Целкова, Владимира Янкилевского, Малле Лейс, Екатерины Исаевой, Сергея Денисова и других.

Четвертый же гумор – Primus et Novissimus – возвращается к теме постоянства и изменений. Художники: Владимир Кустов, Вика Бегальская и Александр Вилкин, Алёна Жандарова, Аня Мирошниченко, Сергей Тихонов, «Семичов – Кузьмин», Владимир Янкилевский, Сергей Колосов, Петр Дьяков, Петр Беленок, Тимофей Радя, Оскар Рабин, Сергей Тихонов и другие.

Выставка будет работать до 15 января 2024 года.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Когда Новый год летом!

О национальных традициях, культуре, блюдах и обычаях там, где никогда не бывает снежной и привычной для нас зимы.

Как попасть на реабилитацию

Новое оборудование для восстановления подвижности

Матрица жизни - вода

До Иваново-Вознесенска «водяная цивилизация» дошла только во второй половине XIX века

«Красная Талка»

Завершено благоустройство мемориала

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам