Грандиозное кабаре ивановских студентов
С девяти вечера до пяти утра продолжался праздник ивановских студентов в августе 1921 года. Правда, повод для встречи был нерадостным…
В собрании Российского национального музея музыки сохранилась большая афиша студенческого вечера в Иваново-Вознесенске. 9 августа 1921 года были обещаны приезд популярных московских артистов, продажа живых цветов, выпуск однодневной студенческой газеты, моментальные портреты с натуры, американский аукцион и проч., проч, проч.
Что из всего этого состоялось в реальности, неизвестно. Свидетельств вечеринки вековой давности найти не удалось. С уверенностью можно говорить лишь о том, что праздник действительно состоялся (он упоминается в хронике «Рабочего края») и к нему была выпущена студенческая газета «Набат» (она сохранилась в собраниях национальных библиотек).
Как ни странно, тот вечер музыки и поэзии, а также грандиозное кабаре с буфетом устраивались ивановскими студентами в помощь голодающим Поволжья. Весь чистый сбор должен был поступить в пользу нуждающихся.
«Сидели и позевывали»
Надо сказать, что ивановские студенты были не оригинальны в своей акции. Подобные концерты-кабаре устраивались тогда по всей области. «Рабочий край» от 16 августа 1921 года дает зарисовку: «Все заборы пестрят афишами! Там и здесь устраиваются концерты, грандиозные вечера и спектакли в пользу голодающих крестьян Поволжья. Бросается в глаза одна из более ярких: «Губмилиция голодающим... Спектакль «Парижские нищие»... в театре при Куваевской фабрике». После спектакля танцы».
Правда, лекции, спектакли и концерты, заявленные в афишах, не пользовались большим спросом. Публика в основном приходила ко второй части мероприятия – на танцы. Вернемся к газетной публикации 1921 года: «Только к 11 часам стали собираться посетители, – больше барышни веселые, жизнерадостные. Пришли, чтобы потанцевать. Открылся занавес, выступил оратор с речью о голоде в Поволжье. Говорил о вымирании миллионного населения, о разрухе в Советской России и т.д., а барышни сидели и позевывали, изредка перешептываясь с молодыми людьми. Они пришли потанцевать... И на всех этих спектаклях, вечерах одно и то же. Люди приходят веселиться, вальсировать и это называется... помощью голодающим. Не нужно забывать своих братьев, задыхающихся в тисках голода. Нужна другая серьезная помощь!»
Выньте сердца, поэты
Голод был близко к Иванову. В соседней Костромской области от жары выгорели озимые. Всего же в 1921–1923 годах, согласно официальной статистике, серьезно пострадали 35 губерний. «Лучшим хлебом считался зеленый, целиком из лебеды; хуже – с примесью навоза, еще хуже – навозный целиком, – горько иронизировал публицист Михаил Осоргин. – Еще ели глину, и именно тогда было сделано великое открытие «питательной глины», серой и жирной, которая водилась только в счастливых местностях и была указана в пищу каким-то святым угодником. Эта глина насыщала ненадолго, но зато могла проходить через кишки, и так человек мог прожить целую неделю, лишь постепенно слабея. Обычная глина, даже если выбрать из нее камешки и песок, насыщала навсегда, от нее человек уже не освобождался и уносил ее, вместе с горькой жалобой, на тот свет для предъявления великому Судие». Каннибализм в то время стал чуть ли не обычным явлением.
В Ивановской области летом 1921 года, как и по всей стране, развернулась кампания помощи голодающим. Прежде всего, собирали деньги. «Рабочий край» в каждом номере размещал воззвания. Вот несколько примеров: «Крестьянин Центральной России, если в этом году ты не поможешь засеять поля Поволжья, тебе же придется труднее в будущем году», «Рабочий, уверенный взмах у станка! Крестьянин, больше работы в полях! С Поволжья протянутая рука ждет помощи от тебя», «Кто не помогает голодным, тот роет им яму-могилу, кто роет им яму – тот может попасть в нее сам», «Дети, цветы грядущего, гибнут от голода! Трудящиеся, спасите их, берите их к себе, отдайте им последний кусок хлеба!», «Слышите скрип от телег с гробами умерших голодной смертью! Что вы сделали для них? Что вы принесли на алтарь великой народной помощи? Спешите с помощью? Вы можете еще спасти многих!»
Ивановские поэты Анна Баркова, Авенир Ноздрин, Серафим Огурцов, Михаил Артамонов и другие публикуют на страницах «Рабочего края» стихи, посвященные голодающим.
Вот единственная поэма
О голодных, сытые люди.
Неужели мой песенный демон
Вас не разбудит!
О если бы песней этой
Пять тысяч насытить!
Выньте сердца, поэты,
и разделите!
(Анна Баркова)
Лилипуты и великаны
Вернемся к старой афише ивановских студентов. К себе на вечер они пригласили из Москвы актеров немого кино: супругов Веру Валицкую и Олега Фрелиха. Также должен был приехать артист мейерхольдовского театра Михаил Лишин.
Примечательно, что заявлены были и представители высокого искусства. Так, в афише указана Евгения Попелло-Давыдова – оперная певица, до революции солистка Большого театра. Правда, ее присутствие вызывает сомнение – биографы сообщают, что после революции певица жила в Европе.
А вот солист оркестра Большого театра – Вадим Борисовский – вполне мог приехать в Иваново-Вознесенск. Известно, что он также дал концерты в Иваново-Вознесенске в июне и сентябре 1921 года. На тот момент он сам еще был студентом Московской консерватории. Через год он станет первым в истории выпускником по классу альта. Музыкант считается одним из основоположников советской школы игры на этом инструменте.
Указаны в афише и местные деятели искусств: музыкант Зоя Циперкус и руководитель самодеятельного драматического коллектива Илларион Певцов (в 1922 году он станет артистом МХТ. Кинозритель может вспомнить его по роли белогвардейского полковника Бороздина в культовом фильме 1934 года «Чапаев»).
Подробно расписана и программа ночного кабаре, которое должно было начаться после концерта: «веселые песенки, танцы, миниатюры, комические оперы, инсценировки, саратовские частушки, «Хор братьев Зайцевых», индийский факир Микадо, лилипуты и великаны, игры с публикой, бой мячом и т.д. и т.п».
Из этого списка выделю «Хор братьев Зайцевых». Это один из самых известных московских комхоров (комических хоров) того времени. «На сцене артисты исполняли шутливые куплеты в образе пьяниц, калек и стариков». Известно, что среди «братьев Зайцевых» одно время выступал Леонид Утёсов.
Остается добавить, что студенческий вечер в помощь голодающим Поволжья прошел в помещении Советского летнего театра и в саду клуба студентов Высших учебных заведений г. Иваново-Вознесенска. Судя по всему, это территория нынешнего Сада 1 Мая.