Первый объект, благоустроенный в этом году по программе «Местные инициативы», прошел общественную приемку
Ивановский театр кукол приглашает на премьеру!
Общественный совет города обсудит ремонт проспектов Шереметевский и Ленина
Вопросы, связанных с пуском тепла, в первую очередь необходимо направлять в управляющие компании
На улице Каравайковой снесли незаконно построенный объект
В России три беды: две известны, третья – рыбаки на весеннем льду

Это действительно большая головная боль спасателей, которые называют весенних рыбаков не иначе как авантюристами. Почему, несмотря ни на что, ради трех рыбин они выходят на опасный лед? 

Главный специалист эксперт отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС РФ по Ивановской области Денис Тепляков часто сталкивается с предубеждениями рыбаков. Ему постоянно приходится развеивать их мифы и заблуждения о безопасности весенней подледной рыбалки. Хотя всегда находятся те, кто с ним спорит. Мы собрали самые типичные реплики рыбаков и попросили специалиста их прокомментировать. 

Сергей Мысаков, 57 лет, охранник: «В марте-апреле самый большой клев, все рыбаки вам об этом скажут. Да я его весь год жду, даже летом на открытой воде не бывает такой рыбалки. Это самое главное время года, особенно на Волге в районе Юрьевца, туда съезжаются рыбаки из нескольких областей. Бывает, на берегу машину негде припарковать. Приехать на такую рыбалку – целое событие. Разве можно такое пропустить?»

Денис Тепляков: «Клёв, может, и хороший, но безопасность важнее. И как раз большое скопление людей на льду часто бывает причиной его провала. А в том самом популярном рыбацком месте – в Юрьевце и его округе – ежегодно происходит еще и отрыв льдин, когда рыбаков уносит от берега. Страшно не только провалиться и искупаться в холодной воде, есть серьезный риск утонуть мгновенно. Были случаи, когда рыбаки даже не успевали позвать на помощь и в намокшей тяжелой зимней одежде сразу камнем уходили под воду. Никакой улов не стоит человеческой жизни, не стоит об этом забывать».

Юрий Цветков, 59 лет, военный пенсионер: «Пока никакой опасности провала я не вижу – лед еще очень толстый. Мы проверяли его толщину палкой в лунке. На Сунже, к примеру, лед примерно 60 сантиметров, на Уводи в парке имени Степанова – 45. Чего же тут бояться, можно и на машине ездить». 

Д. Т.: «Весной под воздействием преобладающих положительных температур структура льда меняется, он становится пористым и рыхлым, превращаясь фактически в толстый слой снега. При выходе (выезде) на такую поверхность можно внезапно провалиться, как в сугроб, под которым будет не твердая поверхность, а вода. Впоследствии, не обладая специальными навыками самоспасания, человек либо замерзнет, либо утонет. Так что толщина льда – это не гарантия его прочности».

Владимир Голубев, 56 лет, охранник: «Я рыбак с 50-летним стажем, учили меня рыбачить дед и отец. Мы жили на Волге и знали, когда и чем река может быть чревата – мартовский лед всегда был безопасным. Да и все наши деревенские мужики и рыбачили, и ходили по реке почти до середины апреля». 

Д. Т.: «Мартовский лед безопасным быть не может, он тает, он рыхлый. Может, раньше и ходили, и рыбачили, но и гибель на водоемах была, и значительно выше, чем сейчас. Сейчас государство уделяет много внимания безопасности граждан в природной среде. Существуют структуры, занимающиеся этим вопросом, как напрямую, так и вспомогательно. Соответственно, стало больше информации о происшествиях, обстоятельствах и причинах гибели людей и, конечно, о правилах безопасного поведения. Как результат – количество погибших ежегодно снижается».

Равиль Азаров, 41 год, закройщик швейного производства: «Мне часто приходится выходить на лед и зимой, и весной, и на рыбалку хожу, и просто, если надо сократить дорогу, и в Иванове, и в деревне в Лухском районе. И часто бывает лед хрустит под ногами. Но обычно это нестрашно, потому что ломается верхний тонкий слой, то есть проступившая и замерзшая в оттепель вода, а не сам лед реки».

Д. Т.: «Если лед хрустит – дорога должна быть только назад, откуда пришли, так как лед там уже проверен. По льду, который хрустит, передвигаться категорически запрещено, рискуете провалиться. А дальше сценарий развития событий всегда одинаков. Если повезет – спасут, нет – замерзнете или утонете. И рассуждать, какой это был слой льда, будет поздно».

Артём Андроненков, 46 лет, водитель: «Мы с друзьями заядлые рыбаки, можно сказать, отчаянные и рисковые. Каждый год в марте-апреле едем в Юрьевец, это уже традиция. Прямо на несколько дней едем, снимаем там дом, есть все снасти и техника. Насмотрелись, конечно, всякого, меня-то нет, а друзей уносило на льдине. Говорили, что было неприятно. Но все-таки в целом страха нет: даже если льдина оторвется, на берегу дежурят ГИМС, они там постоянно, у них и суда на воздушной подушке, и вообще им положено спасать». 

Д. Т.: «ГИМС, конечно, спасет, но это не его основная задача. К тому же возле каждого рыбака инспектора или спасателя не поставить, или они просто могут не успеть добраться до тонущего. Поэтому заботиться о безопасности прежде всего нужно самостоятельно. Конечно, в опасные периоды становления и таяния льда администрации городов и районов вводят запрет на выход и выезд на лед, выставляют знаки безопасности и наказывают рублем. За нарушение установленного запрета гражданам грозит административный штраф от 700 до 1000 рублей. Хотя эти меры мало кого останавливают. Многие считают, что наказание должно быть гораздо ощутимее».

Алексей Нечаев, 38 лет, менеджер: «Если я провалюсь под лед, то точно вылезу, потому что знаю, что надо делать. Всегда беру с собой на рыбалку веревку и обязательно водку, чтоб согреться. Не только чтобы ее пить, но и чтобы растереться ею, если не дай бог угожу под лед. Меня так научили мужики – бывалые рыбаки». 

Д. Т.: «Веревка – это хорошо, но ее свободный конец нужно кому-то бросить, не всегда рядом есть люди, готовые помочь. А водка только на время приведет к эффекту согрева, расширив сосуды и улучшив кровоснабжение. После отрезвления она даст обратный эффект – спазм сосудов, и станет еще холоднее, чем было. Лучше иметь термос с горячим чаем и согреваться им».

Валерий Кузьмичёв, 59 лет, предприниматель: «Я всегда приезжаю на лед на снегоходе. В случае опасности могу быстро сесть и уехать. Скорость – вот аргумент: чем быстрее и дальше от трещины и слабого льда, тем лучше и безопаснее. А потом всегда кругом рыбаки – помогут, если что». 

Д. Т.: «Перемещение по льду на технике опаснее вдвойне, так как уехать можно очень далеко от берега и там угодить в занесенную снегом полынью. Подобные случаи регистрируются ежегодно, как правило, на Горьковском водохранилище, в районе Юрьевца. Здесь вы рискуете не только техникой, но и жизнью. Уезжая от трещины с одной стороны, нет гарантии, что ее не будет с другой. А рыбаки-соседи могут не обладать специальной подготовкой в оказании помощи пострадавшему и просто испугаться собственного провала под лед».

***

В этом сезоне, к счастью, пока еще никто под лед не провалился. Но спасатели на стрёме - все еще впереди. К тому же чрезвычайный случай, связанный с неправильной эксплуатацией маломерного судна, уже был.

 В Юрьевце один владелец судна на воздушной подушке получил увечья. Горе-судоводитель запустил двигатель на своем так называемом ховеркрафте, который вмерз в лед, и сзади пытался его вытолкнуть, руки попали в лопасти, отрубило несколько пальцев, человек сильно пострадал. Конечно, это грубое нарушение техники безопасности.

P.S.:

Даже если сами рыбаки не увидят эту публикацию, может, их остановят прочитавшие ее жены, матери или друзья. И разбудят спящий в них инстинкт самосохранения и здравый смысл. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Пасхальное послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа

клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви

«Бессмертный полк»

В альтернативных форматах

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам