Инклюзивная революция
Инклюзия – не благотворительность
Когда мы слышим о доступной среде для людей с ОВЗ, представляем пандусы, оповещающие кнопки у административных зданий, бегущую строку в общественном транспорте, тактильную плитку у пешеходного перехода… Однако погружение человека с особенностями развития в «большую» жизнь – это не только физическое удобство, но и психологическое и душевное.
Сейчас всё чаще говорят об инклюзии, когда все люди, независимо от их особенностей активно включаются и вовлекаются в общественную жизнь. Эксперты подчеркивают: инклюзия – это не благотворительность. Ее суть не в разовой помощи отдельным людям, а в перестройке самих социальных отношений. Важно научиться видеть сильные, а не слабые стороны разных людей. Инклюзия – это не про пандусы, а про возможности каждого участвовать в жизни других, быть актером, художником, танцором или спортсменом.
Особенные артисты
Сейчас инклюзию можно встретить практически во всех сферах жизни. Особую нишу занимает инклюзивный театр, где в спектаклях играют актеры с различными особенностями: люди с ДЦП, нарушениями слуха и зрения, с синдромом Дауна. В творчестве ребята раскрепощаются, разрабатывают речевой аппарат, учатся выражать эмоции и находят друзей.
В нашем городе два года на базе образовательного центра «Солярис» работает лаборатория театрального творчества. В течение учебного года здесь проходят мастер-классы, вебинары, интенсивы. В их числе и занятия для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. И тут особый подход – двигательная разминка, специальные упражнения на артикуляцию, задания по актерскому мастерству. Специалисты уверены: всё это помогает ребятам раскрыть таланты, понять себя и мир вокруг.
Творческое погружение
Аналогичное погружение в творческую атмосферу для особенных ребят происходит и в Центре культуры и отдыха. Здесь пятый год работает инклюзивная лаборатория, в рамках которой реализуют сразу несколько направлений: театральное искусство, вокал и хореография. По словам наставников, такие занятия помогают ребятам с особенностями развития социализироваться и раскрыть свой потенциал.
Сейчас каникулы, но занятия, например, по хореографии продолжаются. Занимаются с особенными ребятами «волонтеры культуры» – студенты хореографического курса ИвГУ. На одном из уроков мы познакомились с молодым педагогом Машей Пелевиной. Девушка хоть и первокурсница, но уже преподает хореографию особенным детям, ведь тема инклюзии для нее совсем не нова. Как оказалось, Маша уже много лет танцует в паре с необычным партнером.
«Однажды в лагере я познакомилась с мальчиком, – рассказала девушка. – У него синдром Дауна. Тогда к нему никто не подходил, и мне стало интересно пообщаться с ним и такими детьми. Я увидела, что он очень хороший и добрый. Мой педагог Светлана Ставицкая решила попробовать объединить нас в пару, чтобы мы стали танцевать. Так у нас образовался дуэт».
К слову, здесь же, в ЦКиО реализуют еще один инклюзивный проект – «Арт-каникулы». Это творческий досуг для обычных ребят и детей с особенностями. Они общаются, участвуют в мастер-классах, ходят на экскурсии и даже создают инклюзивные спектакли. Все вместе. Как правило, постановку показывают в конце смены. Главная цель проекта – помочь особенным детям интегрироваться в общество. К работе традиционно подключаются представители разных направлений – хореографы, художники, актеры и музыканты.
Студии инклюзивного танца «Вместе» – уже больше десяти лет. Причем рядом с особенными детьми здесь занимаются и их родители. «Мне кажется, это очень важно, – поделилась руководитель студии Елена Юферова. – Потому что для родителей – это тоже важное средство арт-терапии, снятие стресса, сплочение. Ну и взаимодействие с ребенком, в том числе в танце и на сцене».
Арт-терапия
Ребята с особенностями развития здоровья раскрывают таланты во многих сферах, в том числе в изобразительном искусстве и декоративно-прикладном творчестве. В Иванове с необычными детьми занятия проводят в нескольких творческих мастерских. Один из самых больших проектов реализуется в студии Александра Панкратова «Арт-позитив». Здесь ребята с ОВЗ (из более пятидесяти семей) занимаются керамикой, живописью, моделированием из картона, делают кукол, прядут, ткут... И это не разовые мастер-классы, занятия проводятся на постоянной основе.
Руками трогать!
К слову, наши музеи активно продвигают инклюзивные программы. Несколько лет назад в краеведческом музее запустили проект «Знакомство с музеем». Экскурсии проводили для членов Ивановского общества слепых, и это был самый настоящий эксперимент. Обычно в музее предупреждают: «руками не трогать». Но не в этот раз. Ведь только с помощью прикосновений некоторые из участников могли оценить предметы искусства, почувствовать их фактуру и представить в пространстве.
А в этом году Ивановский музей промышленности и искусства им. Бурылина выиграл грант программы «Особый взгляд», в рамках которой будут созданы тактильные копии экспонатов для слабовидящих посетителей.
Двустороннее движение
Многие привыкли считать, что инклюзивное образование, творчество и спорт – это только для людей с особенностями развития здоровья. Но если задуматься, это не так. Инклюзия – двустороннее движение, когда и нам нужно немало поработать над собой, чтобы понять тех, кто рядом, погрузиться в их мир. И это тоже непросто.
На выставке «Искусство быть: запредельно близко», которая приезжала в наш город в прошлом году, обычным зрителям предложили именно это – окунуться в мир особенных людей, услышать истории о том, с чем приходится сталкиваться людям с ОВЗ. На этой выставке тоже не звучала фраза: «руками не трогать». Наоборот, все представленные работы тактильны. Экспонаты можно было брать в руки и переставлять, и в этом – особый смысл. Так раздвигаются рамки привычной музейной экспозиции, а вместе с ними – и пространство общения.
Очень удивил экспонат – «Ткань слуха»: шелковые лоскуты такие тонкие и ненадежно переплетенные... Он показывает, как воспринимает мир слабослышащий человек.
К слову, самое настоящее «включение» в особую среду лично для меня произошло во время показа фильма «Племя» в рамках фестиваля «Зеркало» несколько лет назад. Это было погружение наоборот. Фильм – о глухих и слабослышащих. Всё общение в картине только на языке жестов, никаких титров. На показе практически весь зал – люди с проблемами со слухом. Мы вообще не понимали, о чем «говорят» зрители и артисты в фильме. Тогда для нас, «нормотипичных», это был настоящий шок. После показа долго не отпускали мысли, как и чем живут эти люди…
Как говорят специалисты, инклюзия невозможна без творчества. Именно оно всех связывает: учит и лечит, развивает и раскрепощает, помогает чувствовать и сочувствовать. Через театр, хореографию, художественное искусство мы можем «говорить» друг с другом. Даже если очень разные.