Открыта регистрация на танцевальное направление творческой молодежной платформы
Сегодня в Музейно-выставочном центре (ул. Советская, 29) можно посмотреть фильм Теодора Вульфовича
27 долгожительниц Ивановской области, получающих пенсии по линии Отделения СФР, отметят день рождения 8 марта
Спортсмены подтвердили свои навыки на аттестационном экзамене
В Ивановской области новым сервисом воспользовались почти 14 тысяч человек за три дня
Ивановский государственный медицинский университет признан лучшим образовательным учреждением высшего образования педиатрического профиля
«Доступная среда», «Особый взгляд», «Арт-каникулы» – это лишь часть программ, которые реализуются в нашей области, чтобы людям с ограниченными возможностями здоровья было комфортнее и уютнее в обществе

Инклюзия – не благотворительность

Когда мы слышим о доступной среде для людей с ОВЗ, представляем пандусы, оповещающие кнопки у административных зданий, бегущую строку в общественном транспорте, тактильную плитку у пешеходного перехода… Однако погружение человека с особенностями развития в «большую» жизнь – это не только физическое удобство, но и психологическое и душевное. 

Сейчас всё чаще говорят об инклюзии, когда все люди, независимо от их особенностей активно включаются и вовлекаются в общественную жизнь. Эксперты подчеркивают: инклюзия – это не благотворительность. Ее суть не в разовой помощи отдельным людям, а в перестройке самих социальных отношений. Важно научиться видеть сильные, а не слабые стороны разных людей. Инклюзия – это не про пандусы, а про возможности каждого участвовать в жизни других, быть актером, художником, танцором или спортсменом. 

 

Особенные артисты

Сейчас инклюзию можно встретить практически во всех сферах жизни. Особую нишу занимает инклюзивный театр, где в спектаклях играют актеры с различными особенностями: люди с ДЦП, нарушениями слуха и зрения, с синдромом Дауна. В творчестве ребята раскрепощаются, разрабатывают речевой аппарат, учатся выражать эмоции и находят друзей.

В нашем городе два года на базе образовательного центра «Солярис» работает лаборатория театрального творчества. В течение учебного года здесь проходят мастер-классы, вебинары, интенсивы. В их числе и занятия для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. И тут особый подход – двигательная разминка, специальные упражнения на артикуляцию, задания по актерскому мастерству. Специалисты уверены: всё это помогает ребятам раскрыть таланты, понять себя и мир вокруг.

Творческое погружение

Аналогичное погружение в творческую атмосферу для особенных ребят происходит и в Центре культуры и отдыха. Здесь пятый год работает инклюзивная лаборатория, в рамках которой реализуют сразу несколько направлений: театральное искусство, вокал и хореография. По словам наставников, такие занятия помогают ребятам с особенностями развития социализироваться и раскрыть свой потенциал.

Сейчас каникулы, но занятия, например, по хореографии продолжаются. Занимаются с особенными ребятами «волонтеры культуры» – студенты хореографического курса ИвГУ. На одном из уроков мы познакомились с молодым педагогом Машей Пелевиной. Девушка хоть и первокурсница, но уже преподает хореографию особенным детям, ведь тема инклюзии для нее совсем не нова. Как оказалось, Маша уже много лет танцует в паре с необычным партнером. 

«Однажды в лагере я познакомилась с мальчиком, – рассказала девушка. – У него синдром Дауна. Тогда к нему никто не подходил, и мне стало интересно пообщаться с ним и такими детьми. Я увидела, что он очень хороший и добрый. Мой педагог Светлана Ставицкая решила попробовать объединить нас в пару, чтобы мы стали танцевать. Так у нас образовался дуэт». 

К слову, здесь же, в ЦКиО реализуют еще один инклюзивный проект – «Арт-каникулы». Это творческий досуг для обычных ребят и детей с особенностями. Они общаются, участвуют в мастер-классах, ходят на экскурсии и даже создают инклюзивные спектакли. Все вместе. Как правило, постановку показывают в конце смены. Главная цель проекта – помочь особенным детям интегрироваться в общество. К работе традиционно подключаются представители разных направлений – хореографы, художники, актеры и музыканты.

Студии инклюзивного танца «Вместе» – уже больше десяти лет. Причем рядом с особенными детьми здесь занимаются и их родители. «Мне кажется, это очень важно, – поделилась руководитель студии Елена Юферова. – Потому что для родителей – это тоже важное средство арт-терапии, снятие стресса, сплочение. Ну и взаимодействие с ребенком, в том числе в танце и на сцене».

Арт-терапия

Ребята с особенностями развития здоровья раскрывают таланты во многих сферах, в том числе в изобразительном искусстве и декоративно-прикладном творчестве. В Иванове с необычными детьми занятия проводят в нескольких творческих мастерских. Один из самых больших проектов реализуется в студии Александра Панкратова «Арт-позитив». Здесь ребята с ОВЗ (из более пятидесяти семей) занимаются керамикой, живописью, моделированием из картона, делают кукол, прядут, ткут... И это не разовые мастер-классы, занятия проводятся на постоянной основе. 

 

Руками трогать!

К слову, наши музеи активно продвигают инклюзивные программы. Несколько лет назад в краеведческом музее запустили проект «Знакомство с музеем». Экскурсии проводили для членов Ивановского общества слепых, и это был самый настоящий эксперимент. Обычно в музее предупреждают: «руками не трогать». Но не в этот раз. Ведь только с помощью прикосновений некоторые из участников могли оценить предметы искусства, почувствовать их фактуру и представить в пространстве. 

А в этом году Ивановский музей промышленности и искусства им. Бурылина выиграл грант программы «Особый взгляд», в рамках которой будут созданы тактильные копии экспонатов для слабовидящих посетителей. 

Двустороннее движение

Многие привыкли считать, что инклюзивное образование, творчество и спорт – это только для людей с особенностями развития здоровья. Но если задуматься, это не так. Инклюзия – двустороннее движение, когда и нам нужно немало поработать над собой, чтобы понять тех, кто рядом, погрузиться в их мир. И это тоже непросто. 

На выставке «Искусство быть: запредельно близко», которая приезжала в наш город в прошлом году, обычным зрителям предложили именно это – окунуться в мир особенных людей, услышать истории о том, с чем приходится сталкиваться людям с ОВЗ. На этой выставке тоже не звучала фраза: «руками не трогать». Наоборот, все представленные работы тактильны. Экспонаты можно было брать в руки и переставлять, и в этом – особый смысл. Так раздвигаются рамки привычной музейной экспозиции, а вместе с ними – и пространство общения. 

Очень удивил экспонат – «Ткань слуха»: шелковые лоскуты такие тонкие и ненадежно переплетенные... Он показывает, как воспринимает мир слабослышащий человек. 

К слову, самое настоящее «включение» в особую среду лично для меня произошло во время показа фильма «Племя» в рамках фестиваля «Зеркало» несколько лет назад. Это было погружение наоборот. Фильм – о глухих и слабослышащих. Всё общение в картине только на языке жестов, никаких титров. На показе практически весь зал – люди с проблемами со слухом. Мы вообще не понимали, о чем «говорят» зрители и артисты в фильме. Тогда для нас, «нормотипичных», это был настоящий шок. После показа долго не отпускали мысли, как и чем живут эти люди… 

Как говорят специалисты, инклюзия невозможна без творчества. Именно оно всех связывает: учит и лечит, развивает и раскрепощает, помогает чувствовать и сочувствовать. Через театр, хореографию, художественное искусство мы можем «говорить» друг с другом. Даже если очень разные. 

 

 

 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Распределение возвращается?

Новые правила для выпускников медицинского университета

Наши краны лучше, но покупают китайские

Как ивановские промпредприятия решают кадровую проблему, на каком оборудовании работают и к чему готовятся?

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам