Отремонтировано за пять лет в областном центре
С 21 января 2025 года директором детской художественной школы назначена Людмила Гущина
Продолжается противогололёдная обработка тротуаров
25 и 26 января ивановские баскетболистки  проведут домашние встречи с петербургским «Спартаком»
Надежда Лукашевич и Ян Бруштейн. 55 лет вместе
Более 1000 человек посетили парк им. Революции 1905 года в Крещение Господне
Где могут тренироваться в Иванове альпинисты

Романтика, ощущение свободы и преодоление трудностей – то, что заставляет их покорять новые и новые вершины. И пусть в Иванове нет естественных рельефов, но есть альпинисты и точно есть куда стремиться. О новых вершинах в преддверии Дня альпиниста (8 августа) поговорили c Игорем Фёдоровым – чемпионом Ивановской, Костромской областей по скалолазанию, КМС, педагогом Центра дополнительного образования «Омега-парк».

– Игорь, казалось бы, Иваново достаточно далеко от гор. Как вы пришли в этот спорт?

– Начал заниматься альпинизмом в 10-м классе. Когда мне было 16 лет, поехал со сборной Ивановской федерации альпинизма и скалолазания в альплагерь Узункол в Карачаево-Черкесию. Там выполнил третий разряд.

– Что значит получить разряд в альпинизме?

– Новичок, когда приезжает в альплагерь, проходит двухнедельный курс занятий передвижений по снегу, скалам, льду. Затем совершает учебно-тренировочное восхождение на категорию 1Б . Получает звание «Альпинист России». Затем совершает определенное количество восхождений различной категории сложности, соответствующие требованиям разрядных нормативов. Всего в альпинизме шесть категорий сложности, каждая из которых разделяется на подкатегории А и Б. 6Б – самая сложная.

– То есть абсолютно любой человек, даже, к примеру, я, может приехать в лагерь, пройти двухнедельный курс обучения, совершить восхождение и получить категорию по альпинизму. Так?

– Совершенно верно. Если человек не имеет противопоказаний по здоровью, восхождения совершаются на горы до четырех тысяч метров.

– Подниматься в горы страшно?

– Скорее тяжело. Новички, младшие разрядники ходят на горы, которые выглядят не страшно, то есть не опасно. Но это скорее минус. Потому что в альпинизме нужно всегда быть готовым к сложной ситуации. Ну а спортсмены, которые ходят на сложные вершины, уже забираются и по отвесным скалам, и по отвесным ледовым стенкам и вот там бывает действительно страшно. Но спортсмены к этому готовы.

– У обывателя альпинизм связан с мечтами покорить Эльбрус. Покорить Эльбрус действительно круто для тех, кто занимается альпинизмом профессионально?

– На Эльбрусе две вершины – восточная и западная. Восточная чуть пониже – 5621 метр, западная – 5642 метра. Это технически несложные вершины. Если, к примеру, человек восходит на обе вершины, это соответствует категории 2Б – уровню третьего разряда. Но Эльбрус интересен тем, что это самая высокая точка Европы. Восхождение совершают, к примеру, люди, которые собирают самые высокие точки на каждом континенте. Он привлекателен и для новичков, и для путешественников. Те, кто хоть раз идет в горы, стараются покорить его, потому что это самая доступная точка. Туристы вряд ли поедут на Джомолунгму, а вот на Эльбрус – легко. Но при этом именно на Эльбрусе погибает больше людей, потому что люди часто ходят даже без оборудования, специальных навыков. Не имея опыта, они могут просто заблудиться на маршруте. Много неподготовленных людей, соответственно, много и смертей. Горы обманчивы. Даже на самых, казалось бы, легких маршрутах, если не повезет, всякое может случиться.

– Покорить какие вершины считается престижным даже для профессионалов? 

– Почетно покорить Джомолунгму (другое название – Эверест). Это самая высокая горная вершина в мире, поднимающаяся над уровнем моря на 8848 метров. На любую вершину можно взойти разными путями. Но здесь, даже если идти по самому легкому пути (по гребню), это всё равно одно и самых сложных восхождений. 

На границе Пакистана и Китая на горном хребте Каракорум есть мечта многих альпинистов – гора Чогори, известная также под названием К2. Ее высота 8611 метров над уровнем моря. Там простых маршрутов просто нет. Эта вершина считается самой сложной и высокой. Туда ходит в разы меньше людей, чем на ту же Джомолунгму. 

Вершина Серро-Торре – в Патагонии, на границе Аргентины и Чили (Южная Америка). Высотой она всего две тысячи метров, но там очень сложные скальные участки и очень редко бывает хорошая погода. Иногда люди ждут походящих погодных условий неделями и даже месяцами. 

Из наиболее сложных вершин можно назвать еще массив Винсона. Он сам по себе не сложный, но находится в Антарктиде. Альпинисты часто идут туда, чтобы набрать те самые семь вершин на разных континентах.

– Сколько вершин покорили вы?

– Именно по альпинизму у меня всего второй разряд. У меня были восхождения на горы Кавказа и Крыма. Там все маршруты достаточно короткие, но технически сложные. В общей сложности наберется около двадцати вершин.

– Сколько длится одно восхождение?

– По-разному. Альпинисты выходят, как правило, рано утром или даже ночью. На Эльбрус, к примеру, лучше выходить в 12 ночи или в час, чтобы участки, которые могут быть опасны, проскочить ночью, пока снег еще смерзшийся. Такие восхождения стараются уложить в день. Но бывают длительные восхождения, например в Гималаях. Они могут занимать до двух недель на самых сложных вершинах. В таких случаях разбивают попутные базовые лагеря. 

– В «Омеге» вы преподаете секцию по скалолазанию. Как соотносятся эти два вида спорта?

– Альпинизм – это восхождение на вершины – по льду, по скалам, по снегу: любыми путями. Если мы берем скалолазание как один из видов альпинизма, то это прохождение скальных участков. Если команда приезжает тренироваться на скалы, с уже прибитыми трассами, со стационарными точками страховки, они совершают подъемы на высоту от 15 до 90 метров максимум. В среднем, к примеру, в Крыму, средний маршрут скалолаза – 25 метров. Это достаточно безопасно, но технически сложно. Если же мы берем скалолазание как вид спорта (скалолазание сейчас представлено и на Олимпиаде), то все соревнования проходят на искусственном рельефе. 

– То есть скалолазание это уже технически выверенный вид спорта, который регламентируется четкими нормативами?

– Совершенно верно. В альпинизме, к примеру, совершается восхождение, а затем пишутся отчеты. По отчетам дается оценка – насколько сложным было восхождение, как его прошли. Эти данные часто субъективны. Отчасти поэтому нигде, кроме стран СНГ, альпинизм не считается спортом – нет объективных критериев. В скалолазании они есть.

– Какие занятия проходят в «Омеге» на новом скалодроме? 

– В «Омеге» ребята занимаются именно спортивным скалолазанием, но занимаются и альпинисты, и спелеологи (люди, занимающиеся изучением пещер). Им, как правило, нужна не только физическая подготовка, но и подготовка в работе со специальным оборудованием – зимой в средней полосе России эти навыки можно получить только на скалодроме.

– С какого возраста занимаются ребята? Есть интерес?

– Согласно рекомендациям Министерства образования, в секцию мы принимаем ребят с 10 лет. Сейчас, благодаря открытию нового скалодрома, интерес есть, многие записываются. Ивановский скалодром – один из лучших, если сравнивать с соседними областями. Он позволяет готовить спортсменов уровня чемпионата России. Мы планируем проводить здесь и открытые первенства, и взрослые чемпионаты. Два крупных соревнования у нас в планах на ближайший год, а если получится, то и больше.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

32 первых места

В Твери состоялся юбилейный, 25-й Рождественский турнир по тхэквондо

Черные последствия экокатастрофы

Ивановские волонтеры спасают Черное море

Дорогой бутерброд с икрой, мы будем по тебе скучать

Насколько выросли цены на традиционные новогодние блюда?

Снова в детство

Коллекция новогодних игрушек, а также дедов-морозов и снегурочек впечатляет и вызывает ностальгию

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам