Места для размещения нестационарных торговых объектов предоставляются индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам или самозанятым гражданам по результатам конкурентных процедур
Новый зеленый уголок расположился на улице Парижской Коммуны недалеко от Ивановского государственного энергетического университета
Сегодня город Иваново направил пакет первичной документации в Ростехнадзор для получения «паспорта готовности» к отопительному сезону 2024-2025 года
Сквер планируют благоустроить к следующему юбилею Победы
С 3 по 8 сентября во Дворце игровых видов спорта прошел крупный турнир по баскетболу среди женских команд Суперлиги
«Если вы не подтвердите данные по договору, ваш номер может быть заблокирован»
Капоэйра: магия тела, духа и эстетики

Завораживающие звуки берингао, пластические и ритмичные движения, пронзительный взгляд... Всё это – боевое искусство капоэйра. 3 августа уже почти сорок лет поклонники этого вида спорта отмечают День капоэйры. Несмотря на то, что родилось боевое искусство в Бразилии, полюбилось оно спортсменам по всему миру, в том числе и в России. Преподают капоэйру и в Иванове на базе детского центра «Омега». Виталий Шулепов уже несколько лет занимается с ребятами разных возрастов этим видом боевого искусства. 

Капоэйра – особенный вид боевого искусства, который не спутаешь ни с одним другим. В нем сочетаются элементы акробатики (причем в больших количествах) и реального боя, часто используются низкие стойки, а перемещения тщательно разработаны. Вообще, это удивительное зрелище – боевой танец. Посмотреть на сражение и поддержать бойцов обычно приезжают тысячи зрителей. 

Считается, что капоэйра возникла в 16 веке. Рабы, привезенные в Бразилию с Африканского континента, сбегали от своих угнетателей, присоединялись к индейским племенам или создавали собственные общины. Периодически им приходилось обороняться от агрессоров, используя технику рукопашного боя. Слово «капоэйра» происходит от тупи-гуарани «ка’а пау» – «лесной круг», что отражает места, где рабы прятались и тренировались. 

Этот боевой танец полюбился и быстро распространился в Бразилии, а его техника пополнилась приемами из других видов единоборств, образовав уникальный спортивный сплав южноамериканских и африканских культур. Как рассказал Виталий, существует несколько версий возникновения капоэйры. 

«Капоэйру неоднократно запрещали и практиковали подпольно. Но в 1930 году запреты были сняты, боевой танец вернулся в массы, а спустя два года открылась первая школа, – рассказал Виталий. – И всё это благодаря одному человеку – Местре Бимбе (Мануэль душ Рейш Машаду, или Рейс Мачадо). Он же основал и новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Байана», или просто «Капоэйра Режионал». 

Учитель систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Созданные им «восемь последовательностей Бимбы» считаются азбукой обучения спортсменов, практикующих стиль режионал.

Техника этого направления характеризуется быстрыми и точными ударами, подсечками и бросками. Стиль изобилует акробатическими элементами и ударами, которые наносятся в воздухе. Чаще его предпочитают молодые бойцы.

– Судя по всему, есть и другие стили капоэйры? 

– Да, ангола. Стиль связан с именем другого человека, который также повлиял на современную капоэйру. Это Местре Паштинья (Висенте Феррейра Паштинья). Его академия капоэйры «Ангола» была открыта в 1941 году. По одной из версий, название – в честь той страны на Африканском континенте, откуда привозили рабов. По другой – оно происходит от слова «нголо» (n’golo), которое обозначает ритуальный танец народов Африки. Ангола – более мягкий и спокойный стиль, для которого характерны неторопливые и «вязкие» движения, пластично перетекающие из одного в другое. Его, как правило, выбирают единоборцы с опытом. И если Местре Бимба придавал большое значение боевым аспектам капоэйры, то Местре Паштинья всегда подчеркивал ее традиционно ритуальный и игровой характер. 

Сейчас в капоэйре два основных стиля – ангола и режионал. Первый направлен на неспешное затягивание игрока в ловушку, в которой он сам наткнется на удар. Режионал, напротив, большая скорость реакции и ударов. В целом это диалог двух капоэристов об умении и уважении друг к другу.

– Так капоэйра все-таки боевое искусство или танец? 

– Со стороны капоэйра и правда похожа на танец, однако это все-таки боевое искусство. Боевая стойка у боксера правая или левая, а мы меняем стойку постоянно справа налево и обратно.

– Как проходит поединок? Все участники образуют круг, внутри которого и проходит «игра». Цель каждого игрока – красиво, быстро и в то же время изящно уклониться от нападающего. 

– Поскольку капоэйра, прежде всего, боевое искусство, то здесь можно встретить удары ногами, головой и руками. В рамках поединка – множество контратакующих движений, уклоны, перемещения, бросковые элементы. К слову, только в этом виде борьбы существует стойка на трех конечностях. Весь процесс сопровождается игрой на специальном инструменте беримбау. Это музыкальный лук. Музыка задает скорость и характер игры, очень важно правильно чувствовать ритм и соответственно двигаться.

– Правда, что в капоэйре много акробатики? Расскажите, какие есть основные движения?

– Акробатики не просто много, а очень много. Причем как динамической, так и статичной. Благодаря акробатике бойцы могут как уходить от ударов, так и подготавливать собственную атаку. Например, стойки на руках. Но непростые. Особенностью является направление взгляда не в пол, а на второго игрока в кругу. Еще есть элемент Au (колесо), который тоже выполняется без отрыва взгляда от соперника. Mia lua de frente – удар ногой в форме полумесяца, приглашающий поиграть капоэйру и задающий направление игры. Точное количество движений в капоэйре неизвестно, но только одно колесо имеет более 50 вариаций. 

– Виталий, есть ли специальная форма для этого вида боевого искусства? 

– Да, форма обязательна. Во-первых, «абады» – белые хлопчатобумажные штаны. Это дань предкам, рабам Бразилии, у которых из одежды были лишь штаны из парусины. Еще надевают футболку с символикой школы капоэйры, а вот ноги остаются босыми. Также используются пояса, цвет которых указывает на уровень мастерства обладателя.

– Сложно ли изучить капоэйру? Есть ли ограничения, например, по возрасту?

– Нет, сложностей с изучением капоэйры нет, можно начать в любом возрасте. Мой учитель mestre Juca показывал фото ученицы, которая получила первый пояс аж в 87 лет.

– Учитель? 

– Да. Mestre Juca (Joao Carlos Dos Santos) родом из города Форта-Леза, приехал в Иваново еще в 2017 году, а в начале 2018 открыл группу на базе школы танцев I Town Family, где занимался мой сын. Там мы познакомились на открытом уроке. Так и начался мой путь в капоэйре.

– И со временем стали преподавать сами? 

– Да, спустя некоторое время, после защиты соответствующего пояса. В центре дополнительного образования "Омега" у меня две группы по десять учеников. В этом году некоторые ребята получили уже второй пояс. Наша батизадо проходила в Ярославле, к сожалению, не все смогли приехать.

– Батизадо? Что это? 

– Это ежегодное событие, которого ждут с нетерпением все капоэристы. По сути, это посвящение. В Бразилии батизадо длится неделю, у нас три дня. Обычно к нам приезжают мастера-бразильцы, которых мы смогли пригласить. Первые два дня проходят семинары. А в день батизадо ученики, претендующие на пояс, выходят в круг с мастерами для прохождения боевого крещения. Так они доказывают свое право на следующий пояс.

– Наверное, мальчишкам интересно изучать этот вид единоборства.

– Конечно, это целая культура: вместе с практикой и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и ее философию. Это весьма многогранное направление. Занятия капоэйрой позволяют приобщить детей к занятиям спортом, укрепить здоровье и физическую подготовленность.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Эмальер из Суздаля Алексей Весёлкин

Об искусстве эмали рассказал Алексей Весёлкин – суздальский художник-эмальер, живописец, график, поэт

Одуванчики отцвели, а ощущение их присутствия осталось

На фестивале моды «Льняная палитра» в Плёсе со своей коллекцией одежды среди других модельеров выступила и Полина Жуйкова, ученица ивановского лицея «Гармония». В отличие от них, опытных и маститых, молодому дизайнеру из Иванова исполнилось всего 14 лет

Особняк, похожий на обедневшего дворянина

Усадьбу фабрикантов Зубковых отреставрируют? 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам