Александр Шаботинский проверил подготовку к зиме сетевых объектов теплоснабжения
Региональный ресурсный центр профориентации и профоподготовки посетил детский оздоровительный лагерь «Радуга» в Кинешемском районе и познакомил ребят с проектом «Билет в будущее»
МУП «Ивановский пассажирский транспорт» приглашает друзей ивановского троллейбуса в День города на праздничную площадку у ТРК «Ясень»
В День города ивановцев приглашают на выставку-ярмарку 
В областном центре продолжается летняя трудовая кампания
Капоэйра: магия тела, духа и эстетики

Завораживающие звуки берингао, пластические и ритмичные движения, пронзительный взгляд... Всё это – боевое искусство капоэйра. 3 августа уже почти сорок лет поклонники этого вида спорта отмечают День капоэйры. Несмотря на то, что родилось боевое искусство в Бразилии, полюбилось оно спортсменам по всему миру, в том числе и в России. Преподают капоэйру и в Иванове на базе детского центра «Омега». Виталий Шулепов уже несколько лет занимается с ребятами разных возрастов этим видом боевого искусства. 

Капоэйра – особенный вид боевого искусства, который не спутаешь ни с одним другим. В нем сочетаются элементы акробатики (причем в больших количествах) и реального боя, часто используются низкие стойки, а перемещения тщательно разработаны. Вообще, это удивительное зрелище – боевой танец. Посмотреть на сражение и поддержать бойцов обычно приезжают тысячи зрителей. 

Считается, что капоэйра возникла в 16 веке. Рабы, привезенные в Бразилию с Африканского континента, сбегали от своих угнетателей, присоединялись к индейским племенам или создавали собственные общины. Периодически им приходилось обороняться от агрессоров, используя технику рукопашного боя. Слово «капоэйра» происходит от тупи-гуарани «ка’а пау» – «лесной круг», что отражает места, где рабы прятались и тренировались. 

Этот боевой танец полюбился и быстро распространился в Бразилии, а его техника пополнилась приемами из других видов единоборств, образовав уникальный спортивный сплав южноамериканских и африканских культур. Как рассказал Виталий, существует несколько версий возникновения капоэйры. 

«Капоэйру неоднократно запрещали и практиковали подпольно. Но в 1930 году запреты были сняты, боевой танец вернулся в массы, а спустя два года открылась первая школа, – рассказал Виталий. – И всё это благодаря одному человеку – Местре Бимбе (Мануэль душ Рейш Машаду, или Рейс Мачадо). Он же основал и новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Байана», или просто «Капоэйра Режионал». 

Учитель систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Созданные им «восемь последовательностей Бимбы» считаются азбукой обучения спортсменов, практикующих стиль режионал.

Техника этого направления характеризуется быстрыми и точными ударами, подсечками и бросками. Стиль изобилует акробатическими элементами и ударами, которые наносятся в воздухе. Чаще его предпочитают молодые бойцы.

– Судя по всему, есть и другие стили капоэйры? 

– Да, ангола. Стиль связан с именем другого человека, который также повлиял на современную капоэйру. Это Местре Паштинья (Висенте Феррейра Паштинья). Его академия капоэйры «Ангола» была открыта в 1941 году. По одной из версий, название – в честь той страны на Африканском континенте, откуда привозили рабов. По другой – оно происходит от слова «нголо» (n’golo), которое обозначает ритуальный танец народов Африки. Ангола – более мягкий и спокойный стиль, для которого характерны неторопливые и «вязкие» движения, пластично перетекающие из одного в другое. Его, как правило, выбирают единоборцы с опытом. И если Местре Бимба придавал большое значение боевым аспектам капоэйры, то Местре Паштинья всегда подчеркивал ее традиционно ритуальный и игровой характер. 

Сейчас в капоэйре два основных стиля – ангола и режионал. Первый направлен на неспешное затягивание игрока в ловушку, в которой он сам наткнется на удар. Режионал, напротив, большая скорость реакции и ударов. В целом это диалог двух капоэристов об умении и уважении друг к другу.

– Так капоэйра все-таки боевое искусство или танец? 

– Со стороны капоэйра и правда похожа на танец, однако это все-таки боевое искусство. Боевая стойка у боксера правая или левая, а мы меняем стойку постоянно справа налево и обратно.

– Как проходит поединок? Все участники образуют круг, внутри которого и проходит «игра». Цель каждого игрока – красиво, быстро и в то же время изящно уклониться от нападающего. 

– Поскольку капоэйра, прежде всего, боевое искусство, то здесь можно встретить удары ногами, головой и руками. В рамках поединка – множество контратакующих движений, уклоны, перемещения, бросковые элементы. К слову, только в этом виде борьбы существует стойка на трех конечностях. Весь процесс сопровождается игрой на специальном инструменте беримбау. Это музыкальный лук. Музыка задает скорость и характер игры, очень важно правильно чувствовать ритм и соответственно двигаться.

– Правда, что в капоэйре много акробатики? Расскажите, какие есть основные движения?

– Акробатики не просто много, а очень много. Причем как динамической, так и статичной. Благодаря акробатике бойцы могут как уходить от ударов, так и подготавливать собственную атаку. Например, стойки на руках. Но непростые. Особенностью является направление взгляда не в пол, а на второго игрока в кругу. Еще есть элемент Au (колесо), который тоже выполняется без отрыва взгляда от соперника. Mia lua de frente – удар ногой в форме полумесяца, приглашающий поиграть капоэйру и задающий направление игры. Точное количество движений в капоэйре неизвестно, но только одно колесо имеет более 50 вариаций. 

– Виталий, есть ли специальная форма для этого вида боевого искусства? 

– Да, форма обязательна. Во-первых, «абады» – белые хлопчатобумажные штаны. Это дань предкам, рабам Бразилии, у которых из одежды были лишь штаны из парусины. Еще надевают футболку с символикой школы капоэйры, а вот ноги остаются босыми. Также используются пояса, цвет которых указывает на уровень мастерства обладателя.

– Сложно ли изучить капоэйру? Есть ли ограничения, например, по возрасту?

– Нет, сложностей с изучением капоэйры нет, можно начать в любом возрасте. Мой учитель mestre Juca показывал фото ученицы, которая получила первый пояс аж в 87 лет.

– Учитель? 

– Да. Mestre Juca (Joao Carlos Dos Santos) родом из города Форта-Леза, приехал в Иваново еще в 2017 году, а в начале 2018 открыл группу на базе школы танцев I Town Family, где занимался мой сын. Там мы познакомились на открытом уроке. Так и начался мой путь в капоэйре.

– И со временем стали преподавать сами? 

– Да, спустя некоторое время, после защиты соответствующего пояса. В центре дополнительного образования "Омега" у меня две группы по десять учеников. В этом году некоторые ребята получили уже второй пояс. Наша батизадо проходила в Ярославле, к сожалению, не все смогли приехать.

– Батизадо? Что это? 

– Это ежегодное событие, которого ждут с нетерпением все капоэристы. По сути, это посвящение. В Бразилии батизадо длится неделю, у нас три дня. Обычно к нам приезжают мастера-бразильцы, которых мы смогли пригласить. Первые два дня проходят семинары. А в день батизадо ученики, претендующие на пояс, выходят в круг с мастерами для прохождения боевого крещения. Так они доказывают свое право на следующий пояс.

– Наверное, мальчишкам интересно изучать этот вид единоборства.

– Конечно, это целая культура: вместе с практикой и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и ее философию. Это весьма многогранное направление. Занятия капоэйрой позволяют приобщить детей к занятиям спортом, укрепить здоровье и физическую подготовленность.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Фестиваль уличного кино

В преддверии Дня российского кино в ивановском парке культуры и отдыха «Харинка»

Как вернуть деньги?

Вступил в силу закон, согласно которому банки обязаны вернуть гражданам похищенные мошенниками деньги

Это был очень теплый губернатор

14 августа – 85 лет со дня рождения Владислава Тихомирова

Особенное шоу

В Ивановском цирке впервые прошло представление, адаптированное для детей с полной или частичной потерей зрения

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам