Отремонтировано за пять лет в областном центре
С 21 января 2025 года директором детской художественной школы назначена Людмила Гущина
Продолжается противогололёдная обработка тротуаров
25 и 26 января ивановские баскетболистки  проведут домашние встречи с петербургским «Спартаком»
Надежда Лукашевич и Ян Бруштейн. 55 лет вместе
Более 1000 человек посетили парк им. Революции 1905 года в Крещение Господне
Об искусстве эмали рассказал Алексей Весёлкин – суздальский художник-эмальер, живописец, график, поэт

«Помню, ощущал себя великим алхимиком, ведь горячая эмаль – это парадоксальный альянс двух совершенно различных по своему строению и свойствам материалов, кристаллического тела металла и аморфного тела свинцового стекла. Сам факт этого соединения говорил о том, что возможно невозможное. В процессе обжига мне открывались познания мироустройства...». Об искусстве эмали рассказал Алексей Весёлкин – суздальский художник-эмальер, живописец, график, поэт.

Открытие для ивановской публики

Выставка работ Алексея Весёлкина развернулась в Новой галерее художественного музея. Автор –  член Союза художников и Союза писателей России, действительный член Академии народного искусства. Несмотря на востребованность, зрительское признание и весомый авторитет в профессиональном сообществе, имя художника – убеждены кураторы проекта – станет потрясающим открытием для ивановской публики.

Они рассказали, что долго думали над названием выставки. «Было несколько вариантов: «Корни», «Истоки»... Потому как всё здесь восходит к истокам, культурным традициям. Но потом пришла мысль, что одним названием можно сразу заинтриговать всех. Есть художник, творящий эмаль. Эта специализация называется «эмальер». Термин не часто употребляемый, а потому интригующий. А вот «эмальер из Суздаля» – это своего рода поклон, признание и привет от нашей Ивановской художественной школы, уважение суздальской земле и традициям, которые взрастили таких художников. Тем более что наши соседи в этом году отмечают солидную дату – тысячелетие города», – поделилась куратор выставки Наталья Рыжикова.

Особая каста художников

А «таких художников» действительно немного – в России всего около двухсот. Мастера, работающие с эмалью, считаются особой кастой. Древняя техника трудоемка и многодельна, но при этом эффектна и долговечна. Правда, капризна и непредсказуема. Непредсказуема настолько, что порой может удивить даже самого художника. Ведь в этом творчестве соавтор художника – огонь.

Алексей Весёлкин рассказал, что горячими эмалями начал заниматься в 1986 году, учась на втором курсе Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. Тогда там только открылась эмальная мастерская. «Пока учились готовить материалы для работы, размалывали в ступах ювелирные эмали, смальты, цветное стекло, обрабатывали металл – а это всё процессы трудоемкие и длительные – многие посетители эмальерного факультатива его бросили, так и не втянувшись в процесс до конца. Но, дождавшись результата, увидев однажды свою остывающую пластину, только что вытащенную из печи, где температура свыше восьмисот градусов, ощутив это тепло своим телом, бросить эмали было уже невозможно», – вспоминает Алексей Весёлкин.

«Творец-мыслитель»

Вкратце процесс состоит в нанесении на медную пластину цветных порошков эмали с последующим обжигом в муфельной печи. Разные виды и цвета эмали, сложность стоящих перед мастером целей требуют множества обжигов при температурах от 700 до 900 градусов. 

Но и здесь персона Алексея Весёлкина стоит особняком: он работает не как ювелир, а имеет дело с крупными формами настенных панно.

Как отметили кураторы выставки, по своей сути Алексей Весёлкин принадлежит к редкому типу «Artifex sapiens». Это «художник разумный» или «творец мыслящий», ищущий архетипические и метафизические смыслы во всём.

«Когда нам разрешено было делать что-то свое, авторское, я всегда мысленно проецировал на свои картины какие-либо глобальные процессы, воспринимаемые в природе, науке, человеческом обществе и так далее, я понимал, что всё в мире пронизано всем. И всё проявлено всем, на фоне друг друга, – вспоминает художник. – Уже на третьем курсе, когда я начал делать свои авторские плакетки и собирать из них панно, приводя к цельности противоречивые разрозненные элементы, меня больше всего захватывал сам этот процесс – приведения к единству распавшегося и несоединимого. Отсюда мифы, символы и знаки как язык межкультурного пространства – главная тема моих эмалей с тех пор и по сей день. Они не имеют логического эквивалента, неисчерпаемы до конца, но, повторяя за Конфуцием, я всё увереннее могу утверждать: символы правят людьми, а не закон и слово. Ибо эти картинки – азбука, основа, строительные модули нашего мышления, посредством которых мы сначала слагаем в своем сознании психологические конструкты, а потом уже их описываем, выражаем другим языком».

Портал в прошлое

Эмали Алексея Весёлкина действительно не похожи на обычные жанровые картины или пейзажи. В них много знаков, предметов-символов. Пространство в его эмалях полно таинственного смысла: он стремится раздвинуть условные рамки исторического времени и в то же время заключить его даже в самые маленькие детали. Оно – и в разноцветных застывших каплях, и в часах без стрелок, и в тонких, словно эфирных, фигурках. В полуабстрактных изображениях, что сродни по духу обращению художников авангарда к «неученому» искусству, угадываются мотивы народов Африки, этрусков, скифов, кельтов, традиционной славянской и финно-угорской культур, пермского «звериного стиля». Выставка – своего рода портал в прошлое. Однако в этих работах нет событий как таковых, есть особый процесс, в который зритель погружается, сочувствуя и сопереживая.

Точными словами охарактеризовать искусство Весёлкина непросто. Сам же художник определил его как «культурологический авангард». Об этом направлении говорила и куратор выставки Наталья Рыжикова.

«Я занимаюсь музейной коллекцией авангарда, это близкие для меня вещи. И я увидела общие корни – то, что было свойственно раннему русскому авангарду. Это именно интерес к примитивизму, к «неученому искусству»... Эта выставка необычна не только ремесленной составляющей, это великолепное сочетание фактур, невероятный художественный перфекционизм, это благородство, элегантность, цветовой аристократизм. А образы... Я смотрела на них, и у меня родилось название – «Тени забытых предков». Эти фактурные силуэты, которые переходят из одной работы в другую, как-то переливаются, переплавляются, объединяются в модули, буквы, знаки, которые и составляют образную основу».

В технике «а-ля прима»

Представлены на выставке и графические листы – пейзажи, написанные в довольно необычной технике. Это масляная или акварельная живопись на мелованной бумаге. Такая основа не впитывает, ее глянец, отражающий свет, придает краскам  яркость и насыщенность. Однако техника обязывает автора быть быстрым и виртуозным – работы пишутся «а-ля прима», то есть в один подход.

Притом что произведения цветные и похожи на живопись, цвет в них не имеет значения, рассказал художник. «Он используется в картине, как неизменчивый строительный модуль. Поэтому некоторые произведения написаны только одним колером. И всё в них держится на определенных эффектах и освоенных приемах, достигнутых с помощью щетины, лезвия, падающих капель, отпечатка ладони, заточенного черенка кисти и так далее – до состояния убедительности и узнавания. И поэтому это графика, а не живопись».

Открывая экспозицию, музейщики отметили: счастье, когда имеешь такой материал для работы. И добавили: эта выставка – одно из самых ярких проектов не только нынешнего года, но и масштабное событие за всю историю работы галереи.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

32 первых места

В Твери состоялся юбилейный, 25-й Рождественский турнир по тхэквондо

Черные последствия экокатастрофы

Ивановские волонтеры спасают Черное море

Дорогой бутерброд с икрой, мы будем по тебе скучать

Насколько выросли цены на традиционные новогодние блюда?

Снова в детство

Коллекция новогодних игрушек, а также дедов-морозов и снегурочек впечатляет и вызывает ностальгию

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам