«Индия. Созвучие»
Индия – древняя цивилизация: четыре тысячи лет истории. Это традиции, прорастающие в современность, культура, которая заставляет нас пересматривать собственные ценности и привычки, восприятие и цели. Так считают организаторы выставки «Индия. Созвучие». Она открылась в Музейно-выставочном центре на ул. Советской, 29.
«Ощущение радости»
Основа экспозиции – коллекция Екатерины и Андрея Теребениных. Здесь органично сочетаются традиционные индийские ткани 19 века и произведения современного искусства Индии. Прожив семь лет в этой стране, супруги смогли собрать уникальную коллекцию, в которой тонко чувствуется ткань индийского бытия. В прямом и переносном смысле.
Теребенины не только сами смогли «встроиться» в особый мир Индии, но и показать его зрителю через свою коллекцию, передать настроение Индии, ее дух.
«Это такое ощущение радости, но радости – не в смысле веселья, а радости – в смысле философского отношения к жизни, – рассказала Екатерина Теребенина. – Это открытость и, самое главное, – непрерывность традиции. Именно эта опора на традицию, мне кажется, позволяет индийцам развиваться такими мощными темпами. На выставке мы больше рассказываем про ручное ткачество, но ведь на самом деле Индия – современная страна с огромным населением, потрясающими перспективами, невероятно динамичная. Думаю, она скоро обгонит Китай по темпам экономического роста. И вот эту энергетику, я надеюсь, нам здесь удалось отразить».
Коллекционеры действительно много внимания уделили именно произведениям искусства из ткани, ручному труду, ткацкому ремеслу, и даже самим понятиям: «ткань», «материя», «нить».
«Во всех традиционных культурах без исключения процесс создания материи наделялся магическими свойствами и действием, – рассказали супруги. – Это отразилось в многозначности слов выражений, связанных с ткачеством. «Нить» – нить повествования, нить судьбы, нить жизни. На санскрите «нить» – «сутра» – лаконичное высказывание, афоризм, свод высказываний, из которых состоят почти все религиозные учения Древней Индии».
Из прошлого – в настоящее
При этом проект «Индия. Созвучие» – не отвлеченная философия. Это открытый вопрос о том, какими смыслами и ценностями мы наполняем свою повседневность. Выставка открылась в рамках фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда», однако предлагает окунуться в прошлое. Вспомнить и переосмыслить те изначальные идеи, которые вкладывались в ручной процесс создания ткани, нанесения на нее рисунка, символов и вышивки.
«Задача выставки – открыть живой диалог с людьми, которые живут сейчас. Индийская коллекция – своеобразный метроном, который задает нам ритм для погружения в искусство, – поделилась Наталья Старикова, заведующая экспозиционным отделом Нижегородского художественного музея, куратор выставки «Индия. Созвучие». – Он показывает, сколько времени, качества, сил вкладывается в ручной труд. И, я думаю, многим современным художникам, дизайнерам по тканям можно вдохновиться той особой любовью к ручному труду, которая есть у индусов. Они его не боятся, вкладывают время и силы, и это дает потрясающий результат».
Связующие нити
Организаторы постарались провести параллели между Индией и Россией, протянуть ниточки, найти переплетения. В рамках проекта диалог поколений и культур расширили: коллекция Теребениных дополнена произведениями из собрания Музея ивановского ситца, а также работами современных российских художников, ткачей, дизайнеров по тканям.
Как рассказала директор фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда» Ирина Голубева, на выставке представлены очень интересные проекты: «Одна из известнейших российских художников Мария Арендт специально для этой выставки изготовила четыре работы, посвященных ивановскому конструктивизму. В них и ивановские ситцы, и шуйская строчка, и изображения зданий, построенных в этом стиле». Серия вышивок – своеобразный пэчворк истории и культуры, поясняет сама художница. Причем оказалось, что «ивановские работы» – лишь часть большого проекта, в котором отражен конструктивизм других городов. Так Иваново попало на гобелен мировой архитектуры, сотканный иглой и нитью.
На выставке более 130 экспонатов. Безусловно, среди них есть очень дорогие вещи: например, драгоценные сари из Варанаси и религиозная живопись пичхваи. Однако ценность большинства предметов здесь вовсе не в их рыночной стоимости, отмечают специалисты, а в количестве любви и труда, которые вложили люди при создании этих уникальных предметов.
«Здесь соседствуют очень дорогие сари и простые рубашки, которые продаются за копейки жительницами округа Кочи, которые бедны сами по себе, но зато настолько красиво украшают свою жизнь, что для меня, например, именно эти рубашки являются самыми ценными в этой экспозиции», – поделилась Наталья Старикова.
На выставке каждая работа – история. Здесь есть, например, сари, на котором шрифтом Брайля написан рецепт индийских блюд. Сразу и не догадаешься, что все эти точки – особый текст. Работу художница посвятила своей матери, которая когда-то готовила эти угощения.
Индия – это, конечно, цвет. Всегда яркий и насыщенный. Охра, винный, вишневый, малахитовый, коралловый, терракота… И, конечно, индиго. Этот глубокий синий – настоящее достояние, символ Индии.
В целом выставка получилась солнечной и теплой. И организаторы уверены: когда наступят холода и выпадет снег (а выставка будет работать до января), сюда будет еще приятней приходить – полюбоваться солнечными, яркими, теплыми цветами, окунуться в особый мир удивительной Индии и поднять себе настроение.
(12+)