В 2024 году уже 41 семья стала счастливыми обладателями свидетельств
Работы начались на площади Победы
Пара Никиты Андреева и Виктории Рудаковой одержала победу в разделе "Молодежь+взрослые"
На  улице Попова Александр Шаботинский остановил намеченный ремонт дороги грейдером и подсыпку проезжей части асфальтобетонным гранулятом
Котельная построена за счет  инвестиционного проекта
Объявлен прием заявок на отбор проектов благоустройства
Кинешемский «Минин» добрался до Иванова по «Дороге ополчения»

На своего «Минина» драматург Александр Островский потратил пять лет. За эти годы он успел параллельно написать «Грозу», «Женитьбу Бальзаминова» и еще несколько пьес. Историческая же драма о событиях Смутного времени продвигалась медленно. Но не мучительно. Писатель придавал большое значение этому произведению. 

Однако в результате пьеса «не зашла» публике. «Кузьма Захарьич Минин, Сухорук» на профессиональных подмостках шел крайне редко. В прошлом году свою интерпретацию представил Кинешемский театр им. Островского. Теперь спектакль показали в Иванове.

Мистические явления

В интервью СМИ постановщик Евгений Ланцов рассказал: когда он приехал в Кинешму, то к нему во сне явился Островский с просьбой о «Минине», а на следующий день уже в реальности с разговором о постановке обратилась директор театра. Занятно, что этой историей режиссер «разыгрывает» сюжет пьесы. Согласно Островскому, Минин во сне увидел Сергия Радонежского, а на утро приехали гонцы с просьбой освободить Москву.

Кузьма Минин в этой пьесе религиозен до фанатизма. Критики обвиняли Островского в том, что он на русском материале воссоздал Жанну Д’Арк. Во многом драма в том и заключается, что Минин никак не может разобраться: божье провидение заставляет его собирать ополчение или собственная гордыня. Этот дуализм в образе главного героя намечен в спектакле. Неслучайно режиссер «раздувает» мимолетную сцену, где Минин бесится из-за того, что нижегородцы не назвали его имени в судьбоносном разговоре с князем Пожарским.

Главный герой (актер Константин Комаров) показан разным: самоуверенным, сомневающимся, наполненным пафосом и близким к истерике. Но переходы между этими состояниями столь стремительны, что Минина начинаешь подозревать в неврастении. Правда, если верить социологам, такие вожаки и нужны массам.

Характеры: национальный и героический

В оригинале Островского – пять действий, а сценическая версия кинешемцев рассчитана на 80 минут. Понятно, что пьесу пришлось значительно переработать. Сокращения не затронули основную сюжетную линию и героев – всё вроде бы на месте. Но от каждого явления по чуть-чуть «отщипнули». В результате этого персонажи Островского потеряли объемность, не считываются их внутренние переживания. Так, пунктирными в спектакле становятся отношения между боярским сыном Поспеловым и богатой набожной вдовой Марфой Борисовной. Да, любовная линия намечена, но непонятно, зачем она нужна. А ведь эта самая Марфа – эмоциональный двойник Минина, в ней также борются духовное и земное, эгоизм и стремление помогать другим.

Для этой пьесы важны психологическая трактовка, внутренние переживания героев, потому что по сути на сцене нет никакого действия. Весь спектакль – разговоры о необходимости собрать деньги на народное ополчение. И в этих разнотолках проявляются характеры: одни готовы отдать всё (Минин несет из дома золотые оклады с икон и украшения жены), а кто-то подальше прячет богатства. Народ на площади сначала кричит, что готов закладывать жен и детей ради общего дела, а потом идет на попятную. «Хоть плачь, хоть распинайся – / И денежки не вымолишь; забыли, / Что жен, детей хотели заложить. / Все приуныли. Только бедняки /  И веселы; а те, что побогаче, / Как туча черная, все почернели. / Расстаться жаль с добром. Они не видят, / Что дьявол их тенетами опутал / И в бездну тащит золотым арканом».

Купечество, князья, да и народ в массе своей показаны не героями – обычными людьми, живущими по принципу «моя хата – с краю». Неслучайно пьеса в свое время столкнулась с претензиями цензуры и была запрещена к постановке.

Современный контекст

Кинешемский театр пытается вписать пьесу 1861 года в современный контекст. Неслучайно в конце действия на сцене транслируются кадры из давнего советского фильма «Минин и Пожарский», потом идет хроника Великой Отечественной войны и современные съемки из зоны СВО. Уже после поклонов и финальных аплодисментов актеры обращаются к залу с просьбой пожертвовать деньги на нужды армии.

Призваны приблизить спектакль к современному зрителю и некоторые сценические приемы. Так, часть текста зачитывается речитативом под бит, благо Островский писал свою пьесу в стихах (рифмы нет, но выдержан ритм). Для этого актеры выходят к микрофону, стоящему на авансцене. Иногда образуется небольшая очередь из чтецов, складывается даже ощущение, что они отталкивают друг друга, чтобы вовремя вступить со своей партией. (К слову, рэп требует отточенной артикуляции – и далеко не все актеры показывают необходимый уровень.)

Еще одна примета современности – видеопроекция на горизонтальном занавесе сверху. Показывают фотографии старого Нижнего Новгорода, портреты крестьян и духовенства. Бросается в глаза, что эти снимки относятся не к 17 веку. Но, видимо, для создателей спектакля как раз и важно перемешать эпохи – показать вневременность русского духа. Примечательно, что перед началом спектакля в зале звучали современные патриотические песни: «Мать-Россия велика, / Баба любит мужика, / Русских никому не победить» и тому подобное.

Кинешемцы выиграли президентский грант и сейчас гастролируют по маршруту мининского ополчения – спектакль покажут в 10 городах России. Этот проект, да и сама постановка имеют яркую патриотическую направленность и во многом схожи с агитфильмами и театральными постановками периода ВОВ. Тогда, например, сняли продолжение «Чапаева»: легендарный комдив выплывал из волн Урала, подкручивал свой ус и рассказывал зрителям, как нужно бить фрицев. Спектакль «Кузьма Захарьич Минин, Сухорук» тоже дает ориентиры для публики –  соответствующие сегодняшнему дню.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Суперсила – супермозг»

Уникальная лаборатория - в ивановском ГМУ

На ковре воспитывается характер 

Самбо в Ивановской области появилось в конце 50-х годов

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам