История с продолжением
На своего «Минина» драматург Александр Островский потратил пять лет. За эти годы он успел параллельно написать «Грозу», «Женитьбу Бальзаминова» и еще несколько пьес. Историческая же драма о событиях Смутного времени продвигалась медленно. Но не мучительно. Писатель придавал большое значение этому произведению.
Однако в результате пьеса «не зашла» публике. «Кузьма Захарьич Минин, Сухорук» на профессиональных подмостках шел крайне редко. В прошлом году свою интерпретацию представил Кинешемский театр им. Островского. Теперь спектакль показали в Иванове.
Мистические явления
В интервью СМИ постановщик Евгений Ланцов рассказал: когда он приехал в Кинешму, то к нему во сне явился Островский с просьбой о «Минине», а на следующий день уже в реальности с разговором о постановке обратилась директор театра. Занятно, что этой историей режиссер «разыгрывает» сюжет пьесы. Согласно Островскому, Минин во сне увидел Сергия Радонежского, а на утро приехали гонцы с просьбой освободить Москву.
Кузьма Минин в этой пьесе религиозен до фанатизма. Критики обвиняли Островского в том, что он на русском материале воссоздал Жанну Д’Арк. Во многом драма в том и заключается, что Минин никак не может разобраться: божье провидение заставляет его собирать ополчение или собственная гордыня. Этот дуализм в образе главного героя намечен в спектакле. Неслучайно режиссер «раздувает» мимолетную сцену, где Минин бесится из-за того, что нижегородцы не назвали его имени в судьбоносном разговоре с князем Пожарским.
Главный герой (актер Константин Комаров) показан разным: самоуверенным, сомневающимся, наполненным пафосом и близким к истерике. Но переходы между этими состояниями столь стремительны, что Минина начинаешь подозревать в неврастении. Правда, если верить социологам, такие вожаки и нужны массам.
Характеры: национальный и героический
В оригинале Островского – пять действий, а сценическая версия кинешемцев рассчитана на 80 минут. Понятно, что пьесу пришлось значительно переработать. Сокращения не затронули основную сюжетную линию и героев – всё вроде бы на месте. Но от каждого явления по чуть-чуть «отщипнули». В результате этого персонажи Островского потеряли объемность, не считываются их внутренние переживания. Так, пунктирными в спектакле становятся отношения между боярским сыном Поспеловым и богатой набожной вдовой Марфой Борисовной. Да, любовная линия намечена, но непонятно, зачем она нужна. А ведь эта самая Марфа – эмоциональный двойник Минина, в ней также борются духовное и земное, эгоизм и стремление помогать другим.
Для этой пьесы важны психологическая трактовка, внутренние переживания героев, потому что по сути на сцене нет никакого действия. Весь спектакль – разговоры о необходимости собрать деньги на народное ополчение. И в этих разнотолках проявляются характеры: одни готовы отдать всё (Минин несет из дома золотые оклады с икон и украшения жены), а кто-то подальше прячет богатства. Народ на площади сначала кричит, что готов закладывать жен и детей ради общего дела, а потом идет на попятную. «Хоть плачь, хоть распинайся – / И денежки не вымолишь; забыли, / Что жен, детей хотели заложить. / Все приуныли. Только бедняки / И веселы; а те, что побогаче, / Как туча черная, все почернели. / Расстаться жаль с добром. Они не видят, / Что дьявол их тенетами опутал / И в бездну тащит золотым арканом».
Купечество, князья, да и народ в массе своей показаны не героями – обычными людьми, живущими по принципу «моя хата – с краю». Неслучайно пьеса в свое время столкнулась с претензиями цензуры и была запрещена к постановке.
Современный контекст
Кинешемский театр пытается вписать пьесу 1861 года в современный контекст. Неслучайно в конце действия на сцене транслируются кадры из давнего советского фильма «Минин и Пожарский», потом идет хроника Великой Отечественной войны и современные съемки из зоны СВО. Уже после поклонов и финальных аплодисментов актеры обращаются к залу с просьбой пожертвовать деньги на нужды армии.
Призваны приблизить спектакль к современному зрителю и некоторые сценические приемы. Так, часть текста зачитывается речитативом под бит, благо Островский писал свою пьесу в стихах (рифмы нет, но выдержан ритм). Для этого актеры выходят к микрофону, стоящему на авансцене. Иногда образуется небольшая очередь из чтецов, складывается даже ощущение, что они отталкивают друг друга, чтобы вовремя вступить со своей партией. (К слову, рэп требует отточенной артикуляции – и далеко не все актеры показывают необходимый уровень.)
Еще одна примета современности – видеопроекция на горизонтальном занавесе сверху. Показывают фотографии старого Нижнего Новгорода, портреты крестьян и духовенства. Бросается в глаза, что эти снимки относятся не к 17 веку. Но, видимо, для создателей спектакля как раз и важно перемешать эпохи – показать вневременность русского духа. Примечательно, что перед началом спектакля в зале звучали современные патриотические песни: «Мать-Россия велика, / Баба любит мужика, / Русских никому не победить» и тому подобное.
Кинешемцы выиграли президентский грант и сейчас гастролируют по маршруту мининского ополчения – спектакль покажут в 10 городах России. Этот проект, да и сама постановка имеют яркую патриотическую направленность и во многом схожи с агитфильмами и театральными постановками периода ВОВ. Тогда, например, сняли продолжение «Чапаева»: легендарный комдив выплывал из волн Урала, подкручивал свой ус и рассказывал зрителям, как нужно бить фрицев. Спектакль «Кузьма Захарьич Минин, Сухорук» тоже дает ориентиры для публики – соответствующие сегодняшнему дню.