Как помогает эргоспециалист
Мы каждый день встаем, чистим зубы, одеваемся, ходим на работу или в школу... Эти действия настолько естественны, что мы даже не задумываемся, насколько это важно. А ведь есть люди, которые не в силах совершить даже простое действие. Например, ребенок с нарушением развития или взрослый после инсульта... Они словно прикованы к своей болезни, и это психологически подавляет, возникает ощущение, что ничего не изменишь и нет сил двигаться – в прямом и переносном смысле. Вот здесь и приходит на помощь эрготерапия.
Именно эргоспециалист знает, как сформировать навыки самообслуживания и социальной активности, поднять психологический настрой. В переводе с греческого это слово буквально означает «лечение занятием, действием». В других странах этому широко обучают, эрготерапевты работают в государственных и частных больницах, домах престарелых, реабилитационных центрах и учреждениях образования. В Россию же эта профессия только приходит, количество специалистов постепенно растет. Так, совсем недавно был принят профессиональный стандарт специалиста по эргореабилитации. В октябре 2024 года началась аккредитация по данному направлению.
В нашем регионе эрготерапевт пока один – Татьяна Стецик, педагог-психолог лекотеки «Шаг навстречу», которая работает на базе ивановского детского сада № 180. Там в особенной группе занимаются дети с множественными нарушениями развития в возрасте от двух до девяти лет. Проблем у детишек немало: нарушения зрения и речи, опорно-двигательного аппарата.
Психолого-педагогическая работа с такими детьми, а затем и обучение специальности эрготерапевта – тема для Татьяны личная. Во всё это ей пришлось погрузиться еще много лет назад, когда большая беда произошла с сыном вследствие послеоперационных осложнений – тяжелые двигательные нарушения, трахеостома, зондовое питание. «Я понимала, образование эрготерапевта – во многом мне поможет. И не только моей семье. Многим людям, – делится Татьяна. – В рамках образовательного проекта организации «Солнечный круг» «Мама – лучший реабилитолог» при поддержке Фонда президентских грантов родители получили дополнительные профессии. Я же выучилась на эрготерапевта…»
Татьяна Стецик получала образование в медико-социальном институте Санкт-Петербурга в течение полутора лет: очные модули, защита проектов и диплома, экзамены, разработка кейсов.
– Кейс – это своеобразный проект, когда ты составляешь программу на определенного человека и реализуешь ее. Описываешь его диагноз, анамнез, проводишь тесты и опросы, ставишь цели, проводишь вмешательство, – рассказывает Татьяна. – Эргоспециалист наблюдает, с какими сложностями сталкивается человек, и ищет варианты, как справиться с этими ограничениями. Есть, например, очень хороший инструмент – канадская оценка выполнения деятельности COMP. Она позволяет выявить проблемы и определить итоговые цели. Зачастую именно вопрос целей ставит родителей в тупик. А что они хотят получить конкретно? И когда мы проводим опрос, как проходит день ребенка, то все пробелы сразу проявляются. «Мы встали утром, идем завтракать», – говорят родители. Стоп, а кровать заправлять, зубы чистить, умываться?
Иногда родители даже не осознают, насколько всё это важно. Гиперопекающие близкие привыкают за ребенка всё делать, это удобнее и быстрее для них. Но маленький человек лишается самостоятельности, становится зависим от других.
– Но это уже психология...
– Да, эрготерапия объединяет несколько сфер знаний – это и педагогика, и медицина, и психология. Эргоспециалист работает не только с физическими проблемами, но также помогает пациенту психологически адаптироваться к возникшим изменениям и найти способ преодолеть последствия, независимо от возраста, состояния здоровья и заболевания. Здесь самое главное – улучшить качество жизни и привести человека к тому, чтобы он мог, насколько это возможно, жить самостоятельно.
– Получается, вопрос целей – чуть ли не самый важный во время адаптации и реабилитации?
– Эргоспециалист вместе с клиентом определяет цели, которые актуальны для человека в данный момент. И они вместе двигаются в этом направлении, обучаясь и адаптируя среду под человека, а человека под среду. Разбивая большую цель на маленькие шаги. У меня был опыт, когда человек после инсульта хотел снова сесть за руль, но правая рука была обездвижена. Управление автомобилем – сложный навык. Поэтому мы начали подключать руку в ежедневные процессы, такие как одевание и раздевание… Регулярные тренировки – залог успеха.
– Теория маленьких шагов...
– Да, именно так. А потому очень важна программа, которую мы разрабатываем для каждого конкретного человека, и пошагово реализуем ее. В эрготерапии вся работа строится вокруг потребностей клиента. Не существует каких-то универсальных методов, помогающих абсолютно всем. С каждым мы работаем индивидуально – с учетом состояния, возможностей и потребностей. В одном случае можно сразу приступать к социализации, в другом приходится начинать с самых азов, например, учить умываться или держать ложку.
– Но если ребенок родился с нарушениями здоровья, он не может поставить цели самостоятельно.
– Когда мы работаем с детьми, цели ставим с родителями. И тут встают вопросы: что для них важнее? Ребенок раскачивается и машет перед лицом кистью. Ему 8 лет, и он не пользуется туалетом, использует подгузник. Что будет в приоритете?
– В эрготерапии есть направления?
– Да, есть разные направления, в которых специализируются эргоспециалисты. Например, мне близка по душе работа с пищевой избирательностью, неприемлемым поведением, а еще подбором и настройкой технических средств реабилитации – колясок, вертикализаторов, ортезиров. Знаете, о позиционировании как-то мало говорят, но для детей с двигательными нарушениями очень важно, в какой позе находится ребенок в течение дня. Если поза неудобная, его мозг нацелен на то, чтобы удержать себя в пространстве, чтобы не упасть, а не на то, что происходит вокруг. Как только ребенок принимает правильную позу, включаются руки, взгляд, а зачастую – еще и концентрация внимания улучшается. В такой позе можно и учиться, и безопасно есть. Как плюс – профилактика вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата. Например, мы смогли получить коляску активного типа для одного из наших воспитанников. Раньше он только ползал, на всё мог смотреть снизу вверх, на праздниках сидел тихо, теперь – активный парень, гоняет на своей коляске. Но, возвращаясь к направлениям работы, скажу, что они тесно взаимосвязаны.
– Получается, подобрать нужные технические средства – это тоже задача эрготерапевта?
– Да, причем!именно те, что подходят под нужды и возможности человека. Специалист обеспечивает максимальное обустройство окружающей обстановки под клиента. Сюда входят пространство в доме, специальная мебель и ее наиболее удобное расположение, подбор и настройка колясок, ассистивных технологий. Но среда должна быть доступна и вне дома…
– Вы сказали, что не существует каких-то универсальных методов терапии и практик, и все-таки расскажите о какой-нибудь простой, но эффективной методике.
– Пожалуй, самый распространенный метод – это «рука в руке». Когда ребенок не может что-то самостоятельно делать или боится дотронуться до предмета, мы сначала кладем свою руку, а сверху – его. Возможно, это придется повторять многократно, чтобы ребенок сделал это сам, но эффект будет точно. У нас в группе есть мальчик, на занятиях по кулинарии он не хотел вообще брать какие-либо продукты, наотрез отказывался. Благодаря тому, что мы создали безопасное и интересное пространство, используя в том числе данный метод, мальчик стал участвовать в приготовлении блюд: мыть фрукты, разбивать яйца, резать овощи, тереть сыр. Расширился пищевой интерес. В таких ситуациях самое главное – помочь ему, а не сделать за него.
– Татьяна, а в чем вы черпаете силы, чтобы помогать не только своему ребенку, но и другим?
– В результате. Я знакомлюсь с человеком, вместе выделяем его потребности, ставим цели и идем к ним.
Фото: из архива лекотеки "Шаг навстречу" "Центра развития ребенка - детского сада № 180" г. Иванова