«Голем не страшный, он мягкий, как глина»

Керамистом Илья Бирюков стал не сразу. И учиться в художественное училище пришел не после школы, как большинство студентов, а в 21 год после армии. К тому времени парень был неоднократным призером чемпионатов России по борьбе, имел профессию автослесаря после машиностроительного колледжа и опыт работы на заводе. А сердце все это время тянулось к творчеству, к необычным фигурам, объемам и формам.
«Меня всегда завораживали сказочные персонажи, такие как голем, мифический великан из глины, – рассказывает мастер. – Позже он и стал для меня и символом, и талисманом. В честь него я назвал собственную мастерскую. И сейчас постоянно обращаюсь к этому образу, дополняя и развивая его. У меня дипломной работой в училище была семья големов, и потом они периодически проявляются у меня в работах. Согласитесь, есть в нем что-то древнее, глубинное, неразгаданное».
Природа не против
На отделении керамики студентов учили работать с объемами, используя разные материалы. Но Илья больше всего полюбил глину. Для работы он ее покупает (сейчас для творчества можно найти почти все) или берет у природы. «Она не против, – шутит художник. – Я же не в ущерб. А выкопанная своими руками глина живая, теплая, очень хорошо откликается и порой сама выводит на нужную форму. Хотя это тяжело: ее надо принести, размять, замочить и так далее. Конечно, я могу создавать натуральные и реалистичные скульптуры, но хочется делать что-то необыкновенное, из моих фантазий».
На глиняных кружках волк пытается проглотить солнце, ночная сова, кажется, по-настоящему хлопает крыльями, а на тарелке вальяжно разлегся кот баюн – все из цикла «Черные сказки». На аккуратных полках керамической мастерской Ильи Бирюкова выстроились забавные капибары и задравшие лысые хвосты опоссумы – они невольно заставляют улыбнуться. Здесь же экзотические рыбы и подсвечники, динозавры и матрешки, даже композиция по мотивам повести братьев Стругацких «Сталкер». Все это глина и фаянс, ручная работа, помнящая тепло человеческих рук и жар обжига.
«Эту печь подарили мне родители, как стартовый капитал в мое дело, без нее никак нельзя, – Илья с гордостью показывает серьезный агрегат. – А ведь сначала мама и папа не признавали мое увлечение керамикой и уговаривали «заняться чем-то серьезным». Теперь уж поверили, что это может стать делом жизни и приносить доход, увидели, что я могу. Думаю, сейчас уже гордятся мной.
Керамика – это не про деньги
Вообще девять лет занимаясь керамикой, я понял: наше творчество – это не про деньги. Хотя при желании, если приложить усилия, заработать на жизнь можно. Керамика – это про творчество и медитацию, любовь, радость и бесконечное совершенствование себя и своих навыков».
Скульптуры Ильи Бирюкова стоят в ресторанах, гостиницах и офисах по всей стране – чаще крупные интерьерные или экстерьерные. Есть запрос на средние и небольшие фигуры. Для самореализации художникам нынче интернет в помощь – заказы поступают отовсюду. Кому-то глиняные сувениры нужны на большие праздники, кому-то на семейные или корпоративные – так что работы хватает. Но этого Илье мало.
50 учениц бабушек сразу
Недавно он начал проводить еще и мастер-классы – желающих научиться лепить из глины много. Возраст при этом не имеет значения. На днях прошло занятие для пятидесяти бабушек. «Я был удивлен, с каким интересом они слушали, внимательно ловили каждый нюанс, а потом лепили и раскрашивали вот этих птиц. Смотрите, на этой полке они сохнут, какие красочные и выразительные работы. А среди этих бабушек были и 80-, и 90-летние. У нас есть разовые группы, есть постоянные участники. Причем мои мастер-классы не развлекательные. С учениками мы делаем комплексные работы. Не сразу, но на третье-четвертое занятие выходим на уровень художественного училища. Независимо от возраста: и с детьми, и с пенсионерами».
Я обратила внимание, какой в этой мастерской идеальный порядок. Подумалось, здесь только выставляют работы на стеллажи, а месят глину и лепят из нее, пачкая руки, полы и фартуки, где-то в другом месте. Оказалось, все в этом же помещении. «Меня приучили к чистоте в художественном училище, – поясняет Илья. – У керамистов принято, чтобы все было на своих местах и под рукой. В нашем деле большое значение имеет время высыхания и нанесения покрытия. Вот прямо сейчас, извините, мне пора слить воду с фаянсовой тарелки, на каждом этапе важен свой момент, и его нельзя пропустить».
Неровный край ближе к сердцу
Илья предложил мне чаю и налил его, конечно же, в кружку, сделанную в мастерской. Не совсем ровную, чуть с искривленными краями (на производстве бы такую забраковали), но какой же эта посудина была уютной и удобной, сколько в ней непосредственности и неподдельной искренности ручной работы.
«А это все говорят, – улыбается мастер. – Глина влюбляет в себя сразу, все находят в ней что-то свое. Если человек вообще мыслит, думает и фантазирует, то у него обязательно родится оригинальная идея. А на мастер-классах люди приходят с разными настроениями и переживаниями, но здесь почти всегда они успокаиваются. Вот так лепят, думают, осмысливают что-то свое, я вижу, как уходит у них негативное настроение, они добреют. И никто здесь не нервничает, когда что-то не получается. Я всегда говорю: ничего страшного, все можно переделать».
И чудо-юдо рыба на волжском берегу
Мастерская «Голем» участвует в различных проектах, например «Город: взгляд изнутри», который был направлен на привлечение внимания к архитектуре родного города. Люди приходили и лепили. Общественная активность и выставки – важная часть жизни художника, ему ведь нужно и людей посмотреть, и себя показать. На недавнем всероссийском проекте «Путь ремесленника» Илья Бирюков заявил дерзкий проект – большую, размером с теплоход, керамическую рыбу, как экстерьерный объект на воде. «Я вообще понял, что не надо бояться смелых решений. Например, хочу когда-нибудь реализовать эту идею, установить эту скульптуру прямо на реке – на Волге или на какой-нибудь другой реке России. Уверен, эта задумка все равно воплотится и будет удивлять и радовать людей».
Идея интересная и смелая. Никто ничего подобного еще не предлагал и не делал, а Илья уверен, что у него все получится. Найдутся и спонсоры, разрешения и согласования будут, откликнутся чиновники, он построит свою чудо-рыбу, например в Плесе или Юрьевце, а люди будут смотреть и радоваться.
Голем – мифическое существо в еврейской мифологии. Глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лев для защиты народа. Исполнив свое задание, голем превращается в прах.
Керамическая мастерская Ильи Бирюкова находится в ивановском Доме художника по адресу пр. Ленина, 45.
Самые читаемые статьи

Поменять форсунку – словно к врачу сходить
Как автосервисы навязывают дополнительные услуги и покупки, какого специалиста лучше выбрать и где лучше покупать автозапчасти?

«Народные» конструкторские бюро
Что изобрели ивановцы для СВО

Чугунное крыльцо на старом месте
Вместо хозпристройки

Сколько у нас Пушкиных?
Ивановские школьники следуют за «солнцем»