Ткани 19 века снова в моде

В цехе оказалось шумно: размеренно крутились валы станков, раскрашивая ткани в яркие цвета. Сначала красный фон, потом белые цветочки, следом – зеленые листья. Каждый вал – определенный цвет. И вот на выходе – волшебство. Краснофонная нарядная ткань, да не обычная, а точная копия той, что сто пятьдесят лет назад выпускали известные фабриканты Барановы.
Второй сезон – вторая коллекция
На шуйской фабрике «Шуйские ситцы» реализуют второй этап проекта «Ткани со смыслом: Наследие мануфактур». Суть его проста и гениальна одновременно: изучить образцы тканей, которые хранятся в музеях нашей страны, отобрать самые интересные, скопировать рисунок, цвет, масштаб – до самой маленькой черточки, проработать печать на современном оборудовании и запустить ткани в производство.
Первый этап был реализован несколько месяцев назад, когда специалисты работали совместно с сотрудниками Музея ивановского ситца. Тогда из огромной коллекции (в ивановских фондах хранится более полумиллиона образцов тканей) отобрали десять краснофонных и кубовых тканей. В их числе и авторские – образцы были подписаны (это редкость для того времени).
Подготовительная работа продолжалась несколько месяцев, и когда ткани наконец были отпечатаны, их тут же взяли в оборот дизайнеры. В рамках проекта «Я буду это носить» модельеры создали несколько коллекций. Они имели большой успех на различных мероприятиях.
И вот – второй этап. На «Шуйских ситцах» презентовали новую коллекцию исторических тканей и провели ознакомительную экскурсию для представителей профильных кафедр ведущих вузов, дизайнеров и блогеров. Гости смогли «вживую» увидеть процесс возрождения знаменитого ткацкого бренда.
«Реплики» из прошлого
В этот раз шуйские специалисты решили поработать с фондами государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская слобода». Второй сезон полностью посвятили барановским ситцам.
Предварительная работа была проведена серьезная. Сотрудники «Шуйских ситцев», в том числе художники, приезжали в музей, чтобы отобрать понравившиеся узоры – кроки.
Из тысячи образцов было отобрано одиннадцать, которые в итоге и воплотили на тканях. Для реализации проекта выбрали перкаль – ткань современная, но натуральная и при этом максимально похожа на те самые ситцы, что выпускались на фабриках в конце позапрошлого столетия. Историки утверждают: у них был особый глянец и высокая плотность.
Исторические принты воссоздали методом ротационной печати, хотя выполнить старинный рисунок на современном оборудовании оказалось не так-то просто, говорят специалисты «Шуйских ситцев». «Нам наши оппоненты-конкуренты не верят, говорят, что нельзя на таких машинах так сработать, – делится раклист отделочной фабрики ХБК «Шуйские ситцы» Вячеслав Тютин. – Рисунки все очень сложные и по компоновке, и по составу. Но нам удалось «схватить» все эти мелочи, всё у нас на месте».
Ситцы красные прекрасные
Так чем же знамениты «барановские ткани»? Как рассказали специалисты «Александровской слободы», практически с самого начала эти ситцы отличались яркостью и активным красным оттенком, благодаря большому применению ализаринового красителя.
Сейчас эти ткани легко узнать не только благодаря фирменному кумачовому цвету (их еще называли краснофонными), но и по характерным рисункам. Первоначально Барановы закупали кроки за границей, и только позже их стали выполнять местные художники. Работавшие на фабрике мастера старались не подражать иностранцам – они искали вдохновение в окружающей природе, животном и растительном мире родной стороны, вышивках, деревянной резьбе и лубочных картинках.
Самый популярный орнамент традиционно содержал растительные элементы. Явно прослеживались «турецкие» и «кашмирские» мотивы: восточные огурцы (так в России называли перцы), бобы, павлиньи перья, «ковровый» узор.
В 1886 году продукция мануфактуры Баранова на выставке в Лондоне, Вене и Париже удостоилась специальной награды персидского шаха. А ткань «Смородиновый лист» на всемирной выставке в Париже в 1889 году получила Гран-при за изящество рисунка. Большую популярность приобретают «ализариновые ситцы» и платки, вытеснившие головные уборы. Там же, на выставке в Париже, русские платки из ярко-красного ситца с причудливо-изысканным орнаментом имели оглушительный успех. Павильон, в котором они экспонировались, так и назвали – «Русский триумф».
Новое прочтение
Вернуть славу старинным тканям – мечта авторов проекта. Тем более что сейчас темы «культурного кода», «русскости» становятся актуальнее с каждым днем. Как рассказала Катерина Матросова, директор по развитию «Шуйских ситцев», важно дать возможность людям реализовать из новых коллекций какие-то креативные проекты. «Уже совсем скоро каждый, кто готов творить из этих ситцев, сможет их приобрести и сделать свою легенду», – отметила Катерина Матросова.
Специалисты «Александровской слободы» с коллегами солидарны. Врио директора музея-заповедника Марина Рыбакова поделилась эмоциями: «За время сотрудничества родилось чувство причастности к большому и важному делу. Как хранители одной из лучших в стране коллекций ализариновых платков и тканей, мы счастливы, что нашли весомую поддержку в желании возродить некогда утраченный текстильный бренд. Сегодня творится история – мы присутствуем при запуске в производство тех самых тканей, которые еще 150 лет назад вызывали восхищение и зависть модниц. Уверены, что «новое прочтение» будет не менее успешным».
Возможно, проект «Ткани со смыслом: Наследие мануфактур» позволит вернуть былую славу отечественным тканям, чтобы наши ситцы снова носились – в платьях, юбках, сарафанах, рубашках. Чтобы улицы наших городов снова наполнились яркими красками и нежными ситцевыми цветочками.
Самые читаемые статьи

Символ Победы
Сегодня в областном центре состоится ежегодное открытие акции «Георгиевская ленточка»

«Архитектура без идеологического стержня – пустышка»
Могут ли городу мешать деревья и чем красив проспект Текстильщиков

Памятник Герою
В сквере Десантников установят памятник Герою России Андрею Мосину

Модельер, создавший театр
Что шили в ивановском доме моделей