У нас круче "Гравитации"!

На премьеру фильма "Время первых" я пошел с отцом, потому что он прекрасно помнит, каким было время первых. Когда Землю облетел Гагарин, папа с друзьями поспешил на почту, чтобы отправить поздравительную телеграмму в столицу. Ликовала вся страна. Нерядовым, по его словам, был и полет Леонова.
Правда, такой же популярности первый человек, шагнувший за пределы космического корабля, не получил. Видимо, по этой причине в Звездном городке, который показывают в картине, не видно Гагарина с его удивительной улыбкой. На его фоне Леонов точно бы потерялся. А этого случиться не должно. Признаюсь, что до премьеры фильма о главном герое я знал немного. Только то, что он первым вышел в открытый космос. Словом, то, о чем пишут в учебнике одной только строчкой. А ведь за ней - поразительная история. И знать ее не мог даже мой отец, потому что время первых преподносили как красивую сказку, в которой места нештатным ситуациям просто не было.
На самом же деле за время полета жизнь Леонова висела на волоске не раз и не два, что и показано в картине "Время первых". Сам космонавт, консультировавший авторов фильма, рассказывал, что в реальности все было еще хуже... В космосе главный герой провел всего двенадцать минут, но за это время его скафандр раздулся, а руки, вышедшие из перчаток, не давали возможности ухватиться за трос и вернуться на корабль. Многое пошло не по плану. Перед посадкой, например, отказала еще и автоматическая система ориентации. В результате приземлились космонавты не там, где планировали, и поиски героев превратились в захватывающее дух приключение.
Они попали в глухую пермскую тайгу, а к морозам почти не готовились. Кадры с космонавтами среди снега, к слову, напомнили мне "Интерстеллар". Какие-то моменты воскрешают и другие голливудские картины. "Это наш ответ Голливуду и их фильму "Гравитация". Да какая там "Гравитация" - у нас круче! - рассказал журналистам актер Евгений Миронов, исполнивший роль Алексея Леонова. - Сандра Баллок на съемках летала в большом пространстве. Мы же с Костей Хабенским (исполнителем роли космонавта Павла Беляева. - Прим. ред.) сидели в маленьком аппарате вдвоем...".
Мне вообще трудно представить, как можно было летать в космос в "консервных банках", какими видятся сегодня первые космические корабли. Как трудно представить и чувства тех, кто первым шагал в неизведанное. Трудно, пока не увидишь картину "Время первых". Два часа, которые она длится, держат в таком напряжении, что кажется, будто сердце просто выпрыгнет наружу. Ничего похожего, связанного с отечественным кино нового времени, я не испытывал.
Взлет и посадку режиссеры показали так, будто на ракетах советского времени стояли экшен-камеры, дающие возможность следить за каждой секундой движения. Но куда больше впечатляют поступки людей, ставших героями картины. Например, маленького Леши, оказавшегося в поле ночью в окружении светлячков и представляющего себя парящим в космосе. Запомнились и его слова, сказанные уже Королеву: "Да мы даже в кандалах полетим!". И то, что он услышал в ответ: "А если их снять? Разобьемся к чертям собачьим". Продюсер Тимур Бекмамбетов говорит журналистам, что это была позиция Королева - человека, который прошел через лагеря. "У него были все основания, чтобы обижаться, сломаться, уйти в себя и заниматься только собственными проблемами. Но каким-то образом этого не произошло. У него были так расставлены приоритеты в жизни, что все эти ограничения и лишения не остановили его. Мог ли он, оказавшись в других условиях, в другой стране, без ограничений, построить такие выдающиеся космические корабли? Ответа на этот вопрос мы не узнаем".
Сегодня по-иному смотришь на риски, которым подвергали людей, и те жертвы, которыми оплачивалось наше первенство в космосе. Но не могу не согласиться с Константином Хабенским, заявившим журналистам, что картину не стоит воспринимать как тоску по победам и героизму прошлого: "Я думаю, это призыв вспомнить о том, что время первых никогда не исчезает, оно остается таким для тех, кто дерзок, кто чего-то хочет, кто не боится. Время первых никуда не уходит, оно всегда".
Согласен с этим и мой отец, детство которого выпало на то же время, что у Леонова (фильм его передает прекрасно), и я сам. Мне доводилось общаться и с космонавтами, которые стали настоящей легендой, такими как Игорь Волк, готовивший к полету "Буран", и с теми, кто летает до сих пор, как Олег Кононенко (послеполетную реабилитацию, к слову, он прошел в санатории "Решма", как и многие другие космонавты). А новую встречу с представителями этой геройской профессии обещает Звездный городок, который сегодня посетят ивановские школьники-журналисты. Так что к теме первых мы еще вернемся.
***
Тимур БЕКМАМБЕТОВ: "Пойдете на "Форсаж" или на "Время первых"?
Нашему коллеге с Ивтелерадио Михаилу Емелину, как и некоторым другим ивановским журналистам, повезло увидеть фильм "Время первых" в Санкт-Петербурге на медиафоруме Общероссийского народного фронта, еще до официальной премьеры. Причем после показа состоялась встреча с продюсером картины Тимуром Бекмамбетовым.
"Фильм шикарный. Держит в напряжении до конца, - делится впечатлениями Михаил. - Это картина о терпении, преданности, дружбе и любви к Родине. Два космонавта несколько раз находились на волоске от смерти, но, несмотря на все трудности, справились с задачей. Многие в зале со слезами смотрели. Вот честно, смотришь и переживаешь за героев по-настоящему. После просмотра Тимуру Бекмамбетову аплодировали стоя минут, наверное, десять. А потом два часа не отпускали, задавая вопросы. Автор картины признался, что не ожидал такого успеха. Отвечая на вопросы, он рассказал и о том, что в картину не вошло. По сценарию, в одном из эпизодов, когда Королеву стало плохо в приемной генсека, он должен был упасть. Но Алексей Леонов, консультировавший фильм, настоял на том, что Королев упасть не может".
Отметим, что эта сцена идет после того, как конструктор встретился с Брежневым. Сцена одна из самых сложных. Королев, которого генсек называет незаменимым (до правки Леонова в сценарии, кстати, были слова: "Незаменимых у нас нет"), попросил не идти на поводу у американцев и отложить старт, чтобы лучше подготовиться. Но Леонид Ильич остался непреклонным. Сам конструктор космонавтам о риске сказал. "Леонов и Беляев в это время пьют якобы чай", - рассказывает Михаил. - Они соглашаются лететь на любых условиях. Королев в это время берет стакан, стоящий на столе и выпивает его залпом, говоря: "Какой крепкий у вас чай".
Наш коллега рассказал, что после показа Бекмамбетов спросил: "Вот теперь вы пошли бы на "Форсаж" или на "Время первых"?" Зрители, естественно, выбрали второе.
***
Стал космонавтом, как папа

Пообщаться с Сергеем Александровичем ученице 23-й гимназии города Иванова Елизавете Леоновой повезло не в Сети, а вживую. Он выступал недавно во Всероссийском детском центре "Смена" в Анапе. "Единственный в стране и мире космонавт во втором поколении журналистов-школьников, конечно, заинтересовал, - пишет Лиза в своем репортаже для школьной газеты #23путь. - Его встречали овациями, делали снимки и завалили вопросами. Естественно, интересовались, как там, в космосе? Одна девочка, например, спросила, как в невесомости моются. Сергей Александрович засмеялся и стал объяснять, что на орбите, к сожалению, реального душа быть не может. А потому используют влажные салфетки. Это, конечно, неудобно, но иначе никак. Спрашивали и про еду в тюбиках. Вкусная ли она? Космонавт опять улыбнулся и сказал, что пища по вкусу похожа на земную: "Есть и первое, и второе, и десерт, и даже компот. Голодным ты точно не останешься!".
В конце встречи школьники стали просить у героя автограф. Елизавете Леоновой повезло. На карточке с подписью есть фото космонавта и указан его порядковый номер в мире - 475 и в нашей стране - 101. "Я очень рада, что встретилась с эти интересным человеком. Жалею только, что свой вопрос не успела задать", - признается наша юная коллега.
Самые читаемые статьи

Сколько в Ивановской области мигрантов
И где они работают

Эстафета без «финиша»: 91-й первомайский забег
Участница и судья первомайской эстафеты рассказала о золотом времени ивановского спорта

Солидарность – хорошо, но с выгодой – лучше
Окупится ли членство в профсоюзе: льготы и бонусы

Ткани 19 века снова в моде
Шуйские текстильщики возрождают старинный подмосковный бренд