Экспедиция кулинаров
Если на географических картах белых пятен почти не осталось, то на гастрономических их предостаточно. Мы еще мало что знаем о блюдах, которые готовят в том или ином регионе страны. А восполнить эти пробелы как раз и помогут специалисты «Гастрономической карты России».
Этот проект Федеральное агентство по туризму реализует в тесном сотрудничестве с Минсельхозом, Российским экспортным центром, Федерацией рестораторов и отельеров и самими регионами. На днях, к примеру, его презентовали в Сочи. Причем практическим результатом встречи стал каталог «Гастрономическая карта Краснодарского края», включающий три десятка эногастрономических объектов региона. На очереди Ивановская область.
Туризм на вкус
Наш регион претендует на гастрономический паспорт, который оформляют регионы, а также место на вкусной карте страны. Поможет в этом кулинарная экспедиция, которую в Плесе ждут буквально через пару недель. Столы накроют прямо на улице. Зимой этот волжский городок выглядит выигрышнее многих других районов. А это очень важно, если учесть, что путешествия эксперты проекта зимой еще ни разу не совершали.
О том, как регион готовится к встрече экспедиции «Рабочему краю» рассказывает врио заместителя директора департамента культуры и туризма Ивановской области Александр УВАРОВ.
Возможность попробовать на вкус сотню блюд и напитков, представляющих кухни разных районов нашего региона, эксперты различного уровня получили еще на Международном промышленно-экономическом форуме «Золотое кольцо», который Иваново принимало в самом начале осени. Участвовала в нем, кстати, и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова.
Одним из самых ярких событий тогда стала именно дегустация гастрономических брендов Ивановской области. Вичугский район рассказал о черной соли, Лухский предложил гостям луковое варенье, Савинский - селецкий картовник, приготовленный по старинному рецепту для удивительного местного праздника «Мясной горшок», Кохма – пряники из свеклы.
С октября эта тема изучается уже на уровне рабочей группы общественного совета Ростуризма, в задачи которой входит подготовка предложений для развития событийного и гастрономического туризма в двух перспективных, на взгляд ведомства, областях - Ивановской и Тверской.
- Общественный совет Ростуризма делает ставку не на регионы, которые уже в топе предпочтений у туристов. А на те, которые близко от Москвы, но еще на этапе становления, - объясняет собеседник.
Наша область к столице должна стать ближе. «РЖД», как известно, рассматривает вопрос скоростной доставки из Москвы. Пока же туристов к нам везут в основном через Ярославль или Владимир.
- Совместно с Тверью мы представляем проблематику регионов и пути их развития, - объясняет наш собеседник. Условия у нас схожие. Есть событийные мероприятия, но отсутствует тактика их монетизации. То есть бюджеты муниципальные несут определенную нагрузку на проведение праздников, но какого-либо дохода муниципалитет и сам регион не получает.
Еще одна общая черта, как отмечает Александр Владимирович, - все мероприятия проходят, как правило, в один день. А точки общественного питания в этой программе практически не задействованы, то есть и отдачи не получают.
- В этой связи поставлена задача максимально укрупнить или выделить реперные мероприятия и в Твери, и в Иванове, - заявляет собеседник.
Сделать это можно, по-новому расставив акценты.
Расстановка акцентов
Для примера можно взять мегапопулярный в последние годы туристический праздник нашего региона – День лука в Лухе. Проводят его масштабно, но разместить на ночь гостей поселок не в состоянии. Гостевых домов практически нет. Останавливаются туристы в Вичуге, Шуе или Палехе. А это неудобно. Решить проблему можно за счет номерного фонда Иванова, считают в департаменте.
- Одно из предложений рабочей группы - перенести мероприятия в областной центр, - поясняет Александр Уваров. - Что мы приобретем? Сможем привлечь гораздо больше посетителей. Возможно в разы. Обеспечим загрузку гостиниц, расширив программу фестиваля. Начинаться он может уже накануне открытия. С дегустации основных тематических блюд, например, луковых настоек и пирогов. Своего рода гастрономический вечер. А на следующий день уже широкая фольклорная программа, в которой можно задействовать представителей театров и музыкального училища, колледжа культуры.
Пример с «Лук-лучком» условный. Готового решения у рабочей группы нет. Все на стадии обсуждения. Но предложения поступают. Понятно, что муниципалитеты, раскрутившие вкусные бренды, отнесутся к этому по-разному. Но плюсы для них в таких предложениях есть. В районах, например, могут появиться тематические экспозиции и магазины, посвященные прославившимся продуктам и блюдам из них. В Лухе, к примеру, можно открыть «Луковый дом».
- Устраивая гастрономические праздники, мы делаем яркий выстрел и на этом все замирает на год, - заявляет наш собеседник. - Это неправильно. Если хотим развиваться, точка постоянного представления бренда нужна.
Туристы будут знать, что есть там лук, что его можно всегда купить. Проблема в том, что знаменитой настойки, пирогов и всего, что с луком связано, в самом Лухе нет. Нет и точки питания, готовой постоянно потчевать брендовыми блюдами. Нет тематического места, посвященного овощу. Мы поможем сделать его. И работать оно сможет круглогодично.
Пока, отмечает собеседник, число предприятий, готовящих брендовые блюда в регионе на постоянной основе, можно пересчитать на пальцах одной руки. Яства для дегустации международного форума, о которой мы сказали вначале, муниципалитеты готовили специально. То есть предложить их на месте они могут не всегда.
- Создавая тематические точки в районах и расширяя географию праздников, мы решим сразу две задачи – снимем нагрузку по проведению праздника с муниципалитета и усилим рекламу события, - говорит Александр Уваров.
Такое предложение дает экспертное сообщество. Напомним, что все еще обсуждается. Задача у ведомства сейчас стоит в закреплении существующих бренды за регионом в целом.
Прописка для блюда
- События с историей и резонансом в Ростуризме советуют переносить в центр, - говорит Александр Владимирович.
Привязка к родине праздника, его история останется в названии мероприятия. А жители того же Луха, взятого для наглядного примера, смогут приехать в областной центр на праздник со своими концертными номерами и торговыми рядами. Есть где развернуться. Ивановцам тоже на празднике будет интересно. Многие с удивлением откроют для себя гастрономический туризм в нашем регионе. Слышали ведь о нем далеко не все.
Рабочая группа, о которой зашла речь, готовит и гастрономический паспорт региона.
- Что он будет включать в себя? Общее описание особенностей региональной кухни. Те блюда, которые традиционно готовят и употребляют на территории региона. Рецептуру, место бытования продукта или блюда из него, технологию производства, заготовку ингредиентов, - объясняет собеседник.
По замыслу кураторов проекта, документ должен получиться не пространный, а очень конкретный.
- В нем опишут общие сведения по региону. Перечислят десяток-полтора блюд. Обязательно с историей. Это должны быть не придуманные блюда, а именно исторические. Те, что архивно обоснованны, - объясняет эксперт.
Паспорт региона найдет отражение в полиграфической продукции туристическо-информационного центра, который создается в Ивановской области, а также различных ресурсах, включая сайт Ростуризма и дружественный ему национальный туристический russia.travel.
На этих же площадках разместят сведения о «Гастрономической карте России», и наш регион на ней появится уже через месяц после кулинарной экспедиции. Организаторы проекта сейчас уходят от идеи ресторанной подачи блюд. Акцент делают на региональных брендовых продуктах, которые можно представить и на улицах, и в полях. О том, какими вкусностями угостят экспертов в Плесе, читайте в нашей постоянной рубрике «Вкусный календарь» на 6-й странице.
Уха из... петуха, рыбные момошки,
бурлацкая окрошка и другие фишки гастрономического туризма
КУЛИНАРНЫЕ СЕКРЕТЫ
Экспертам предложат оценить уху «Красные ткачи». Ее сейчас готовит ресторан «Русский Манчестер», в меню которого, кстати, есть фирменный салат «Золотое кольцо». Шеф-повар напоминает, что еще в девятнадцатом веке наш текстильный край, торгуя с северными регионами, получал за ткани много красной рыбы. Купцы и работники варили из нее уху. Слово «красный» в названии блюда указывает и на советский текстильный бренд.
А вот совершенно новая история. И вразрез с правилами проекта она не идет. Острецовский бутерброд в Родниковском районе стали делать недавно. Решили таким образом рекламировать местные колбасы и выпечку. Но история у блюда есть. Как и у кинешемского фритюрного пирога.
- Блюду не обязательно должно быть полвека, - говорит врио замдиректора департамента культуры и туризма Ивановской области Александр Уваров. Фритюрный пирог получил известность в семидесятые годы прошлого века.
Хочешь пельменей - поезжай в гостевой дом «Решемка». В гостевом доме «Нагорной» той же местности готовят уху из петуха и рыбные момошки. Судака фирменно фаршируют в Кинешме, в ресторане «Мирная пристань». В Плесе пекут совершенно удивительные пироги в «Частном визите». Его хозяйка Елена Маньенан, кстати, недавно выпустила новую кулинарную книгу. И она тоже связана с «Гастрономической картой России».
- Клюквенные пироги, настойки и морсы подают в «Русской даче». А хочешь проникнуться бурлацкой темой - отправляйся в Юрьевец, - советует наш собеседник.
Окрошку в качестве гастрономического бренда нашего старейшего города на Волге предложила, напомним, газета «Рабочий край». Предложением в Юрьевце заинтересовались.
- Приготовит бурлацкую окрошку для кулинарной экспедиции рыболовно-туристическая база «Ершиха».
Начинать раскрутку бренда им будет непросто. Ингредиенты блюда известны: вяленая рыба, зелень, квас. А вот соотношения забыты. В то же время рецептура должна быть хорошо прописана во всех заведениях, которые знакомят с историческими блюдами.
- У Твери проблема с «Пожарской котлетой». Практически каждое заведение готовит ее. Но сведения о рецептуре разнятся. В строчках Пушкина, которые и прославили блюдо, мало что узнаешь.
В случае с котлетой вопрос стоит не во внедрении продукта в меню общепита, что делают у нас, а контроле качетсва.
- Это вопрос постоянства вкуса. Для его поддержания готовы уже продавать готовые полуфабрикаты. Главное, чтобы везде блюдо было одинаковым по рецепту.
...Елнать, которая недалеко от Юрьевца, представит экспедиции сыры экофермы «Сытная Дуся».
- Натуральные продукты местных товаропроизводителей, по условиям проекта карты, тоже нужно представить. Вне зависимости от их истории.
Продегустируют эксперты вафли и конфеты «Красной Зари», хлебобулочные изделия, молочку, колбасы и квас «Риата», кондитерские блюда от «Мак-Иваново», ивановские же зеленые щи.
Шуя представит знаменитые крепкие напитки. А вот и предложения ягодно-овощных столиц нашего региона: Кохма покажет свеклопряники и пирог «Свеклушу», Комсомольский район – пироги с клубникой, Гаврилов Посад – салат кортофельный.
Гостевой дом «Пестово» в Палехском районе удивит такими блюдами, как жаркое с диким мясом из печи, картошка с лосятиной и баранья нога, запеченная в меду. А вот райцентру похвастаться пока нечем. И, как говорит наш эксперт, жаль.
- Глава региона Станислав Воскресенский, побывав в Палехе, увидел в нем потенциал иконописной столицы России. А туристам, приезжающим сюда, было бы интересно узнать не только традиции художников, но и их быт. Это же группа со своим укладом и предпочтениями, в том числе в еде. Такая специфика для туризма очень интересна, но пока совершенно не используется.
ЯИЧНИЦА ПО-РЕШЕМСКИ
Готовя этот номер, мы наткнулись на еще один брендовый рецепт из Решмы. В выпуске «Рабочего края» за 20 апреля 1969 годы публикуется рецепт особой яишницы. Ее подавали в специально построенном помещении кафе-ресторана «Волна». Ингредиенты есть: яйца, мясо, молоко, лук, маргарин, зеленый горошек и белый хлеб. А вот рецептура не описывается...