Парк имени Революции 1905 года приглашает ивановцев на весенние субботники
8 работ из Ивановской области стали победителями II межрегионального конкурса
Соревнования являются одними из крупнейших в России
Открыта запись подростков в профильный лагерь 
Четвертая волна обновления оборудания в школьных столовых
20 теннисных столов передадут в детские дошкольные учреждения областного центра
Как может измениться Иваново

Глава города Владимир Шарыпов неоднократно говорил, что осенью этого года в генплан и правила землепользования и застройки будут вноситься изменения. И, похоже, они могут оказаться весьма существенными – именно на такие мысли наводит тот факт, что в Иваново стали все чаще приезжать урбанисты и архитекторы федерального уровня.

Так, в апреле состоялась встреча с Яной Голубевой – архитектором, урбанистом и директором российского офиса международного агентства MLA+ (Санкт-Петербург). Речь в том числе шла о том, можно ли сделать Иваново городом, комфортным для жителей и какой должна быть современная градостроительная политика.

В чем наша уникальность?

Многие ивановцы считают, что в нашем городе и показать-то гостям нечего – ни супердревних церквей, ни роскошных особняков, ни каких-либо других интересных объектов (селфи-маршрут в данном случае не в счет, поскольку речь все-таки идет не о самодеятельности). Но оказывается, что это совсем не так и у Иванова есть свои фишки, которые, по мнению Яны Голубевой, нужно сохранять и развивать.

Первая из таких фишек – промышленная архитектура XIX – начала ХХ века. Как правило, она располагалась вдоль реки, фабричные трубы до сих пор зачастую являются высотными доминантами. Промышленная архитектура вековой давности очень интересна и может привлекать туристов (и не только специалистов по архитектуре), но она почти полностью закрыта для посещения. Более того – бывшие промобъекты перекрывают подход к реке. В результате огромные территории в центральной части города остаются не задействованы в активной жизни, хотя имеют огромный потенциал.

Второе, на что обращает внимание питерский архитектор, – объекты эпохи конструктивизма и здания постройки 1940-х годов. Третий интересный момент – это огромная по территории частная жилая застройка. Причем в отличие от большинства ивановских градостроителей Яна Голубева уверена, что кварталы частной застройки, особенно на периферии, надо сохранять и развивать для тех, кто предпочитает даже в городе быть ближе к природе.

Для кого развивать город

«Цель нашей работы, которая сейчас ведется совместно с ивановской администрацией – выработка правильной градостроительной политики, – рассказала Яна Голубева. – Но для того, чтобы ее разработать, нужно понимание концепции, идеи города, образа. В первую очередь надо понять, для кого, зачем и как развивать город. Во многих городах развитие было связано с приездом большого количества людей, необходимостью их разместить, направить на заводы и фабрики. Но в Иванове количество жителей уменьшается. Соответственно, все, что мы делаем, должно быть направлено на улучшение жизни людей».

Простой пример реализации этого принципа. Если в уже застроенном квартале возводится новая многоэтажка, то нужно, чтобы жители соседних домов не теряли, а приобретали что-то от этого. Например, чтобы в нее переселяли жителей соседних аварийных домов, а на освободившейся территории создавался парк или сквер. В любом случае строительство не должно идти только ради прибыли застройщиков – выигрывать от новостроек должны и жители.

Стратегический зеленый каркас

Актуальная для областного центра проблема озеленения не осталась без внимания питерских архитекторов и урбанистов. Но немного в непривычном ракурсе: в MLA+ считают, что нужно развивать так называемый зеленый каркас города, который на сегодняшний день недостаточно проявлен. В первую очередь такой каркас может быть организован вдоль Уводи и около других водных объектов. «Сегодня у вас есть река, которая фактически собирает весь город на себя, но набережная есть только на очень небольшом участке, – говорит Яна Голубева. – Есть небольшие речки, овраги, но сегодня это не создает систему парков и бульваров. И это вопрос, который обязательно нужно учитывать при планировании».

«В Иванове, как мне кажется, надо разрабатывать документ, который будет называться, скажем, стратегией развития водного фронта, который бы определял развитие зеленого каркаса вдоль водных объектов, – продолжает она. – Это в том числе даст возможность регулировать застройку вдоль набережной, которая сегодня если и ведется, то довольно хаотично».

В MLA+ поддерживают предложения КБ «Стрелка» открыть доступ к набережной Уводи со стороны бывших текстильных предприятий, отмечая, что даже небольшие вложения в эту территорию, приведение ее в минимально приличный вид даст возможность развивать там экономическую активность в виде сервисов для отдыхающих.

Ограничения как инструмент развития

Как известно, любые, даже самые интересные предложения урбанистов и градостроителей нередко наталкиваются на простой контраргумент: на всю эту красоту в городе нет денег, а частные инвесторы не хотят вкладываться в реконструкцию – им проще построить новый квартал многоэтажек в чистом поле. Однако и зарубежная, и российская практика показывает, что инструменты для направления частных инвестиций в реконструкцию уже освоенных территорий тоже есть. Например, в Лодзи – нашем городе-побратиме, где тоже есть проблема заброшенных фабрик и заводов, – поступили следующим образом: просто запретили новое строительство на свободных территориях. И девелоперам не осталось ничего другого, как вкладывать деньги в развитие тех самых фабричных корпусов, давать им новую жизнь.

Подобный запрет, кстати, заставил бы застройщиков обратить внимание и на кварталы хрущевок. Речь не идет о реновации в московском понимании – на это в Иванове действительно ни у кого не хватит денег. Но на постсоветском пространстве и в странах Восточной Европы уже наработан интересный опыт по реконструкции хрущевок: утеплении и отделке, надстройке одного-двух этажей, пристройке лифтов и т.д. При этом хрущевские кварталы перестают быть серыми и унылыми.

Кроме того, по мнению Яны Голубевой, именно в таких кварталах есть огромные неосвоенные территории – полузаброшенные гаражные кооперативы, пустыри и т.д. Все эти территории являются неплохим ресурсом для развития города, в том числе – строительства новых социальных объектов.

В какой степени предложения питерских градостроителей будут учитываться и воплощаться в Иванове, пока непонятно. Но тот факт, что они есть, что их услышали не только чиновники, но и архитекторы, дает основания надеяться, что градостроительная политика в городе все-таки будет разработана, а хаотичная застройка, при которой учитываются только интересы бизнеса, прекратится. Потому что людям хочется жить в городе для людей.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам