23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
С 17 апреля начинается массовое комплектование дошкольных образовательных учреждений города Иванова
Парк имени Революции 1905 года приглашает ивановцев на весенние субботники
«Война. Весна. Победа»

Новый проект «Война. Весна. Победа», хоть и приурочен к юбилею Победы, проработает в Музейно-выставочном центре на Советской только до конца февраля. Представлены живопись, графика и скульптура из музейных собраний Иванова, Кинешмы и Плёса. Большая их часть не входит в постоянные экспозиции и потому неизвестна массовому зрителю.

Демонстрируется, например, большая жанровая картина костромского художника Николая Шлеина из собрания Ивановского художественного музея. В светлом сосновом бору разбит военный лагерь: чуть поодаль палатки из белой парусины, на первом плане – несколько солдат, сняв гимнастерки, греются под солнцем. Здесь совершенно не чувствуется милитаристской брутальности, предчувствия беды. Картина написана в 1935 году и формально не должна была попасть на эту выставку. Но она становится важным контрапунктом для всех других, как правило, мрачных, уже военных картин. 

Художественных произведений, написанных непосредственно в 1941–1945 годах, в экспозиции не так много. Неожиданно было увидеть батальное полотно, выполненное Александром Морозовым – мастером, который обычно сторонился современности, скрывал свои переживания в пейзажах. На картине 1943 года – момент бомбардировки лесного аэродрома. Вероятно, здесь много фантазийного – художник не был на фронте и профессиональные военные наверняка заметят фактические ошибки. Но в живописи важно другое: Морозов, благодаря своей «фирменной» угрюмой палитре, выстраивая окружающий пейзаж, передает эмоцию – физически ощущаешь панику людей, оказавшихся под авианалетом.

А вот на зарисовках фронтовика Павла Кирпичева нет батальных сцен. Но многое рассказывают подписи, сделанные художником под портретами сослуживцев: «Ткаченко Иван Захарович. Снайпер. [Уничтожил] 45 гитлеровцев. Малая земля, июль, 1943», «Старший лейтенант Леднев, командир сторожевого катера, участник десанта Куникова. С февраля 43-го ежедневно ходит охраной каравана на Малую землю. Июнь, 1943», «Артиллерист Н.Н. Романов, участник десантной операции Куникова в станичку. Во время высадки десанта захватил два противотанковых орудия немцев, повернул против немцев и открыл огонь. У десанта артиллерии не было. Май 1943», «Камбуз кока Мотьки. Станичка Малая земля. Июль, 1943». Фамилии на некоторых портретах помещены в прямоугольные рамки – так скупо рассказывается о последующей и, видимо, скорой судьбе героев. Художественно-документальные свидетельства Кирпичева привезены на выставку из Плёсского музея-заповедника. 

Еще одна работа военного периода написана ивановским художником Николаем Буровым. В холодной комнате, укутавшись старым платком, сидит пожилая женщина. На морщинистом лице нежность и тревога. Женщина перечитывает письмо – сейчас она вложит его в небольшой фанерный ящичек вместе со скромными тыловыми гостинцами (баранками и мешочком с табаком), чтобы отправить на фронт сыну. Полотно выразительно за счет свой композиционной лаконичности. Цветом противопоставляется холод и аскетизм комнаты и теплота, которая исходит от материнского лица и рук, от хлеба, положенного в посылку.

В основном на выставке представлены работы, сделанные уже в послевоенные десятилетия, – в том числе и молодыми современными авторами. Видно, как художники подчас пытаются применить новый пластический и живописный язык для военной темы, поэкспериментировать. Но все-таки чем графичнее, чем суше и проще – тем выразительнее. Это доказывают представленные линогравюры и скупая по цвету военная серия Евгения Грибова.

Подборка Грибова производит сильное впечатление, хотя вроде бы не показывает ни ужасов войны, ни ее примет. Художник раскрывает сюжет через мелкие детали, через композиционное решение. Вот, например, стоят два солдата и поедают картошку, вытащенную из котелка. Всё вроде бы обычно и просто, но художнику удается показать за обмундированием (автоматами и саперными лопатками) совсем молодых, тонких, синеглазых испуганных мальчишек. Или вот такие же мальчишки в серых шинелях пришли в фотоателье – сделать снимок на фоне вычурных, но мирных декораций. На первый взгляд – ничего трагического, но понимаешь, что, скорее всего, это последние фотографии этих ребят – фотографии на память.

Запоминается портрет отца, написанный современным ивановским художником Александром Кавериным. Несмотря на крупный план, лицо красноармейца трудно разглядеть – черты скрываются за тенью от козырька военной фуражки. И думается, что такая нечеткая, смазанная, но очень важная память осталась у многих мальчишек тридцатых-сороковых годов рождения, чьи отцы ушли на фронт и не вернулись.

Выставка проходит по адресу: ул. Советская, 29. Цена полного билета 60 рублей. Выходной день – понедельник. 

На выставке также представлены произведения скульптуры – обратите внимание на их место в зале, на то, как они рифмуются с соседними живописными полотнами.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам