БАННЕР
Глава города Иванова Владимир Шарыпов, Председатель Ивановской городской думы Александр Кузьмичёв, депутаты Ивановской городской думы выражают глубокие соболезнования родным и близким
зафиксировано в России за последние сутки
пациенты будут направляться в другие медучреждения области
10% преподавателей области не имеют необходимого оборудования для организации обучающего процесса из дома
для продолжения производственной деятельности
по расписанию выходных дней: с 6 утра до 10 вечера
Николай Голубев
О творчестве Ларисы Зиминой

Если вы давно живете в Иванове, то наверняка соприкасались (в буквальном смысле слова) с творчеством Ларисы Зиминой. Ткани, придуманные ею, использовались в том числе для обивки мебели. И вполне возможно, что диван, на котором вы спали в детстве и который так мил памяти, был обтянут авторским жаккардом. 

Лариса Ивановна стала первым художником, приглашенным в середине 1950-х на новое гобеленовое производство ивановской фабрики им. Дзержинского. Молодой девушке тогда пришлось стать во многом первопроходцем – никто в Иванове до нее не занимался гобеленами. В отличие от обычной ситценабивной фабрики, рисунок здесь не печатался на ткани, а создавался переплетением разноцветных нитей. Художнику приходилось учитывать технологические особенности, чуть ли не математически просчитывать свой эскиз. 

В 1958 году мебельные ткани, выполненные по рисункам Ларисы Зиминой, отправили на Всемирную выставку в Брюссель. Правда, начинающая художница, кажется, не придала этому особого значения: «Сейчас уже не вспомню тот рисунок. Что-то самое простое – палочки, нолики. Это же мебельная ткань – что тут придумаешь? Запомнилось только, что на станках были приделаны плакаты: «Ткань работается в Брюссель».

Лариса Зимина – выпускница художественного отделения Ивановского химико-технологического техникума. Два года проработала на хлопчатобумажном комбинате в Ташкенте, где к тому времени было уже несколько художников из Иванова. «Жили мы в общежитии, питались в столовой. После работы играли в волейбол. Как-то хорошо жили! Но я знала, что в Иванове у меня осталась одна мама. И я всё время думала, что вернусь обратно. И потом я так люблю зиму – хотелось на лыжах кататься. С 1956 года я уже работала на фабрике им. Дзержинского». 

Как мне показалось, намного интереснее и памятнее для Ларисы Зиминой не мебельные ткани, а гобелены, которые она создавала для украшения небогатого советского быта: «В конце 1960-х у людей начали появляться свои квартиры, по моде того времени обставлялись уголки: два кресла, торшер. Хотелось чем-то украсить интерьер, и я придумала панно «Весна»».

Это гобеленовое полотно Ларисы Зиминой выпускалось на протяжении двадцати лет – так оно было популярно. Казалось бы, простой рисунок: на фоне разноцветного половодья несколько набухших веточек вербы. Минимальными средствами, будучи ограниченной технологией, художница передала радостное предчувствие скорых и теплых перемен. Эта стильная работа и сегодня не выглядит устаревшей – простота на грани изысканности. За свою «Весну» Лариса Зимина награждена серебряной медалью ВДНХ.

Столь же популярным стал потом небольшой гобелен с плёсской церковью над Волгой, который и сегодня можно встретить в старых и уютных ивановских квартирах. К юбилею В.И. Ленина художница придумала, как соткать из разноцветных ниток профиль вождя; к московской Олимпиаде – изобрела «Регату», на которой белые чайки рифмуются с белыми барашками моря и облаков. 

Я спросил Ларису Ивановну: что она испытывала, когда ее ткани впервые сходили со станка? Ответ был несколько неожиданным (я готовился услышать что-то пафосное): «Бежишь смотреть, тот ли уток пустили, так ли сделали». Это прозвучало искренне. Художница, как мне кажется, не гналась за легкой славой и большими деньгами, честно делала работу, которая ей интересна. Она постоянно придумывала что-то новое – и не столько по должностной обязанности, а для того, чтобы жить интересно – творчески. Потому о своей жизни Лариса Ивановна вспоминает сегодня светло и радостно. И это заслуженно. 

Лариса Зимина известна ивановцам также акварельными работами. «Рабочий край» писал в 2004 году о персональной выставке художницы: «Датировка натюрмортов на выставке – 1970–2000-е годы. Тридцать лет. Каждый лист по-своему хорош. И в поздних, написанных в прошлом году, всё тот же свежий взгляд, тонкое колористическое чутье, профессиональные отношения с пространством, обоснованность композиционных решений» (Екатерина Смирнова). 

Самую большую работу Ларисы Зиминой и сегодня может увидеть любой человек. По эскизу художницы соткан занавес для Дворца текстильщиков – ивановского Центра культуры и отдыха. Конечно, за 45 лет ткань поседела, но не растеряла спокойного и торжественного благородства. Эскиз готовился девять месяцев: помимо творческих вопросов художнице приходилась решать и множество технических – например, как усовершенствовать узкие станки, чтоб соткать масштабное полотно. Кроме того, для этого спецзаказа ивановские гобеленщики впервые применяли золотые и серебряные нити – самые настоящие. 

«Мы поехали смотреть зал Дворца текстильщиков после окончания отделочных работ, – вспоминает Лариса Зимина. – Я увидела, что стены окрашены в теплый бежевый цвет. И ткань у меня была задумана в теплых оттенках. Она бы слилась со стенами, и я решила менять прижим. Занавес стал холодным. Когда на контрасте теплое и холодное – тогда красиво». 

После открытия Дворца о красивом гобеленовом занавесе рассказали в эфире центрального телевидения, и к Ларисе Зиминой обратились из Сибири. Для иркутского Дома культуры художница выполнила еще один заказ. 

Спрашиваю Ларису Ивановну: какая из ее работ для фабрики самая любимая? И она искренне отвечает: «Не могу сказать, все любимые. Я осталась довольна…» 

Во время интервью художница старалась побольше рассказать не про себя, а про технологический процесс – ведь почти никого не осталось в Иванове, кто мог бы объяснить сложную науку гобелена. Тепло вспоминала Лариса Ивановна своих друзей – ивановских художников Нину Гаврилову и Евгения Грибова. И показывала в первую очередь не свои работы, а своего супруга – замечательного живописца и педагога Евгения Павловича Зимина (1928–1998). В 2013 году вышел их общий альбом «Зимины Евгений и Лариса. Живопись, графика, текстиль». 

Лариса Ивановна Зимина – активный участник областных, всесоюзных и международных выставок с 1956 года. Член Союза художников СССР (России) с 1970 года. Лучшие произведения хранятся в областных музеях.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Владимир Шарыпов

Держимся

Рубрика "Слово мэра"

Редакция РК

Ограничивается работа гостиниц

И сдача домов в наём

Екатерина Сергеева

По новому генплану и новым правилам

Утверждены изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки

Николай Голубев

Товарищи люди!

Не думайте только о себе