Врачи и выплаты: кто виноват?
Иваново и Ивановская область не засветилась на федеральном уровне с позорными надбавками в 33 копейки, как другие регионы. Тем не менее недовольство медиков выплеснулось и в СМИ, и в социальные сети. А в понедельник, 18 мая, сотрудники Ивановской скорой помощи направили обращение в Следственный комитет с требованием разобраться в ситуации.
Почему же получилось так, что многие медицинские работники и водители скорой помощи, которые действительно работают на износ и рискуют здоровьем, а то и жизнью, получили значительно меньше, чем было обещано федеральными властями? Ответ на этот вопрос ожидаемый и печальный: похоже, корень проблемы – в российской бюрократии, которая даже в период пандемии больше всего озабочена тем, как бы чего не вышло.
Что кому положено, всё вам положено
Сегодня, после многочисленных публикаций, в том числе в федеральных СМИ, ивановские медики не слишком охотно приводят примеры несправедливого начисления выплат. А если и приводят – то только анонимно. Интересно, что и главные врачи некоторых ивановских больниц тоже предпочитают направлять журналистов в департамент здравоохранения – мол, там вам всё объяснят, а мы всё делаем в соответствии с постановлениями и прочими документами, себе в карман ничего не кладем.
Суть претензий медиков, например, сотрудников скорой помощи, сводится к тому, что стимулирующие выплаты получили далеко не все работавшие с группами риска (то есть с пациентами, которые могут быть носителями новой коронавирусной инфекции). А водителей скорой помощи, которые тоже контактируют с такими пациентами, вообще не упомянули в нормативных документах, так что многие из них остались без надбавок. Именно об этом шла речь в жалобе в Следственный комитет.
Другой вопрос, что эти противоречия были заложены в «кривых» постановлениях федерального правительства, и уже в выходные, 16 и 17 мая, после принятия 15 мая корректировок в федеральное законодательство, значительной части медиков надбавки были перерассчитаны и в понедельник выплачены.
Запутали сверху
Первая и основная юридическая закавыка, которая привела к начислению надбавок в несколько сотен рублей или вообще к отказу в начислениях, возникла на федеральном уровне. В постановлении правительства РФ от 12 апреля № 484 при расчетах надбавок требовалось учитывать фактически отработанное медиками время. Почему-то за месяц никто из властей регионального уровня ни в одном из субъектов РФ не задумался о том, что этот нюанс приведет к издевательским копеечным выплатам и вызовет волну возмущения по всей стране.
«Мы работаем в строгом соответствии с постановлениями правительства Российской Федерации и исполняем все решения, которые там содержатся, побуквенно», – заявил начальник департамента здравоохранения Артур Фокин. Чиновников департамента понять можно: в последние годы за ними, как и за всеми их коллегами, пристально следят люди в погонах, и за малейшее отступление от буквы нормативных актов можно оказаться под уголовным делом за нецелевое использование средств. Поэтому даже если законодательство явно имеет какие-то пробелы, чиновник в любом случае будет действовать так, как требует закон.
К чему это приводит – мы все видели, и, похоже, только массовые обращения медиков вынудили правительство РФ изменить подход к выделению денег врачам и медсестрам: из новой версии постановления от 15 мая исчезла фраза «за фактически отработанное время».
Мы делили апельсин…
Но даже в исправленных документах, регламентирующих «ковидные» выплаты медицинским работникам, остались ловушки. Например, водители скорой помощи действительно не упомянуты в постановлении правительства Ивановской области № 172-п, потому что водителей нет и в постановлении федерального правительства № 415-п.
Еще больше вопросов у медиков возникает из-за того, что многие моменты, определяющие, кому и сколько дополнительных денег положено, должны быть прописаны в локальных нормативных актах, то есть в документах, принимаемых в учреждениях здравоохранения. Это касается и перечня должностей, работа на которых дает право на дополнительные выплаты, и размера этих выплат, и даже состава комиссии по распределению выплат.
Дело в том, что вообще-то решение, кто и сколько получит, принимает не департамент здравоохранения, и даже не главный врач больницы лично – а именно комиссия. А вот ее состав утверждает главный врач.
Что, естественно, дает повод для разных слухов, домыслов и пересудов. И на простой вопрос, должен ли получить доплаты участковый терапевт, который ходит на дом к пациентам по вызовам из-за высокой температуры и ОРВИ, в департаменте здравоохранения говорят, что это определяется локальными нормативными актами в конкретном учреждении.
«Я уже обратился к главным врачам с рекомендацией детально разъяснить сотрудникам учреждений здравоохранения, каким образом начисляются стимулирующие выплаты – не сухим чиновничьим языком постановлений, а доступно разъяснить все моменты, – говорит Артур Фокин. – Надеюсь, что это поможет ликвидировать все недоразумения. Кроме того, мы уже установили, что значительная часть жалоб медиков была связана с тем, что доплаты начислялись исходя из «старой» версии постановления правительства. После внесения изменений все стимулирующие выплаты были пересчитаны и доначислены».
Скорее всего, скандалы улягутся в течение ближайших недель, хотя вопросы, видимо, останутся. Например, почему за месяц никто из федеральных властей не додумался изменить первую версию постановления правительства, из-за которой расчет рабочего времени велся по минутам? И почему нельзя было сразу сформировать четкие и внятные правила, без этого крохоборства и перекладывания ответственности на главных врачей?
Самые читаемые статьи
Законодательные нововведения для СНТ
Что изменится для ивановских дачников?
Когда наука спасает сердца
Молодой ученый ИвГМУ бросает вызов ревматоидному артриту
Кол за поведение
Со следующего года в аттестатах появится новая оценка
Сверху-вниз
Зона особого внимания