Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
Дома-близнецы и архитектор в бабочке

Сегодня арт-путеводитель среди прочего расскажет об ивановском доме, в котором часто гостили актеры столичного театра «Современник». Но до нужного адреса еще надо добраться. В прошлый раз, напомню, мы остановились у здания 10-й поликлиники.

Дома-близнецы и архитектор в бабочке

Пройдем несколько метров по улице Калинина. Миновав неприметные советские пятиэтажки, увидим застройку 1930-х годов. Два краснокирпичных дома-близнеца (ул. Калинина 5, 7) построил ивановский архитектор Николай Кадников (1903–1958). Первоначально планировалось сквозное витринное остекление нижнего этажа – можно только представить, как бы это смотрелось. Многоквартирные дома на Калинина – одна из первых работ Кадникова, ему еще не исполнилось и тридцати лет, он только вернулся в Иваново после окончания Томского университета. Через год зодчий получит заказ от областного ОГПУ и построит для него административное здание – дом-«пулю» (или «серый дом»); спустя еще несколько лет архитектор придумает величественный, белоколонный «торт» для Ивановского медицинского института.

На противоположной стороне улицы два других многоэтажных близнеца (ул. Калинина, 6,8) – оштукатуренные жилые дома, построенные во второй половине 1930-х по проекту Александра Панова (1897–1980). Этот архитектор многое спроектировал в довоенном Иванове, а самая известная его работа – дом-«подкова». 

Говорят, что Панов всегда ходил в галстуке-бабочке, даже в лес за грибами (сохранились фотографии). Видимо, тихая охота была его фетишем: боровики и мухоморы есть на многих картинах архитектора. Панов талантливо рисовал, и, ко всему прочему, писал стихи. Александр Иванович долгое время преподавал в ивановских вузах. В 2017-м прошла интересная выставка его памяти (в сети можно найти фотографии). На открытии городские чиновники жарко говорили о необходимости благоустроить надгробие архитектора, но дальше слов дело, увы, не пошло.  

Если набрать имя Александра Ивановича Панова в интернет-поисковике – наверняка выйдет фотография, где зодчий позирует в меховом «пирожке», придерживая тонкими артистическими пальцами кашне, демонстрируя бабочку и белоснежную сорочку. Посмотришь на этот портрет – и сразу создается образ. Интересно, что родом Панов из небольшой деревни под Фурмановом.    

Улица режиссера

Если строго следовать нашему арт-маршруту, дома-близнецы удастся рассмотреть лишь мельком – потому что перед ними предлагаю свернуть налево. 

Улица Демидова, на которую мы попадем, названа в честь небогатого ивановского предпринимателя, изменившего местный культурный ландшафт. Василий Викторович Демидов (1840–1908) основал в 1873 году первый в городе любительский театр, благодаря ему ивановская публика (в том числе пролетарская) узнала сюжеты Островского и Гоголя, насмотрелась водевилей. На протяжении сорока лет Демидов был не только спонсором и администратором своего заведения, но и актером, режиссером, драматургом (известен даже благожелательный отзыв Александра Островского на пьесы ивановца). 

По правде сказать, улица Демидова никак не связана с биографией театрала. Первая ивановская сцена была открыта им на Садовой – в бывшем фабричном корпусе. Кстати, именно Демидов для благоустройства близлежащей территории разбил липовую аллею, которая шумит на ветру до сих пор. Значительно позже театр переехал в местечко Ямы – на пересечении современных улиц Калинина и Громобоя. По словам ивановского бытописателя Ивана Волкова – героя прошлого выпуска арт-путеводителя, «это был громаднейший театр, вернее сарай, наскоро и кое-как сбитый из нетесаных досок. Зимой этот театр сдавался под склады сена, а летом его занимали заезжие антрепренеры». Сдавая свой театр в аренду, Демидов ставил условие: во всех постановках должен был участвовать он сам и два его сына. 

Старший сын – Константин Демидов (1869-1941) – после смерти отца продолжил его дело, организовал в Иванове несколько театров, в советское время руководил драматической студией. Одним из первых в городе он получил звание заслуженного артиста республики. 

А имя младшего сына – Николая Демидова (1884–1953) – известно уже всему театральному миру. Сначала он выбрал своей профессией медицину, поступил в Московский университет. Но познакомившись со столичной богемой, сблизившись с Константином Станиславским, оставил курс. С 1911 года ивановец – актер Московского художественного театра. Впоследствии он стал вести занятия по системе Станиславского в Оперной студии Большого театра, в 1921 году организовал 4-ю студию МХТ, затем работал режиссером и педагогом в крупнейших театрах Москвы. Н.В. Демидов написал несколько книг по практической педагогике актерского мастерства, по которым до сих пор занимаются в театральных вузах. «Это – человек, полный любви к искусству и самоотверженный энтузиаст. В настоящее время, я думаю, это один из немногих, кто знает систему теоретически и практически», – писал о нем Станиславский. 

Дядя современницы 

Старый корпус госпиталя, смотрящий на улицу Демидова (ул. Демидова, 9), раньше занимала общеобразовательная школа № 52 – им. Максима Горького. Типовое здание построено в 1936 году. Похожие школы можно встретить в Вичуге и Комсомольске, сохранились они и в других регионах страны. Автор проекта – венгерский архитектор Антон Полгар (1904–1968). В 1931 году он приехал работать в Москву, а в 1938-м вынужденно переселился на Магадан, где уже под конвоем строил дома пионеров. 

Напротив госпиталя – «легкое» здание с двумя эркерами на фасаде (ул. Демидова, 6). Оно построено в 1956 году по проекту архитектора А.И. Толстопятова и известно в городе под названием «Дворянское гнездо». Это жилой дом на 57 квартир, на первом этаже также размещается библиотека для слепых.

Последние годы жизни здесь провел заслуженный артист РСФСР Эммануил Май (1903–1977, настоящая фамилия – Маймин). Он был звездой ивановской оперетты около сорока лет, сыграл более 400 ролей. В интернете можно найти небольшую запись с его голосом: классические опереточные интонации, пение часто переходит в речитатив, но делается это филигранно и талантливо. 

Вспоминают, что Май часто повторял актерскую присказку: «Оперетта – это фрачок, гримок, темпок… и вся жизнь». Родная племянница Эммануила Исааковича – театральный режиссер Галина Волчек. Поэтому артисты московского «Современника», бывая на гастролях в Иванове, любили останавливаться у Мая. На его диванчике ночевали Олег Ефремов, Игорь Кваша, Олег Даль. Актриса Светлана Родина, которая родилась в Иванове, вспоминает, что для поступления в театральный вуз ей хватило одной записки от Эммануила Мая, адресованной Евгению Евстигнееву.

Если вам что-то еще известно о героях сегодняшней публикации – сообщите, пожалуйста, в редакцию. А наша прогулка по городу вскоре продолжится на страницах «РК». До встречи!

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам