Десять лет залы на втором этаже художественного музея были заняты выставкой «Монтаж. ХХ век». На смену ей пришла экспозиция, посвященная западноевропейскому искусству. Заявлено, что продлится она недолго – до конца ноября

В фондах нашего музея не так много зарубежных произведений – около полусотни, практически все они сейчас представлены. Выставку дополнили произведения из коллекции Тульского художественного музея. Благодаря этому, посетители могут увидеть основные жанры живописи 17–19 веков, различные национальные школы.

Внимательные зрители отметят, что надписи на этикетках и старые таблички, прикрепленные к рамам, иногда не совпадают. Например, на багете указано «голландская школа», а рядом на стене – «фламандская». Или картина неизвестного английского художника прежде шла под названием «Чаепитие», а теперь – «Глоток пива». Это не ошибки, а свидетельства проведенной научной работы. Большинство экспонатов прошли через реставрационный центр, где уточнялись название, авторство, страна происхождения. 

Сегодня расскажем лишь о пяти экспонатах выставки.

На фоне замка

«Свадьба» Людвига Рихтера привлекает внимание, во-первых, яркостью красок и детальной прорисовкой. Во-вторых, мажорным сюжетом: по уютной улице старого городка (с замком на горе, с фахверковыми домиками внизу) движется веселая толпа – с музыкантами, раздурившимися детьми, чинными женихом и невестой. 

Рихтер – один из самых популярных немецких художников последней трети 19 века. Возможно, сами того не подозревая, вы с детства знаете его работы. Рихтер много иллюстрировал сказки братьев Гримм, а еще был рисовальщиком на Мейсенской фарфоровой мануфактуре.

Представленная работа из собрания ивановского музея – характерный пример бидермайера – жанра, который возник в Германии как реакция на социальную и политическую неустроенность. Художники воспевали повседневные радости маленького человека, домашний уют, провинциальное спокойствие.

Интересно, что у Людвига Рихтера есть еще одна работа, изображающая свадебное шествие. Хранится она в Дрезденской галерее старых мастеров. Но если на ивановской картине действие разворачивается в городском пейзаже, то на дрезденской – в весеннем лесу. Единственное, что очевидно сходится – абрис замка на заднем плане. 

Весталка-художница

Ангелика Кауфман – одна из первых женщин-художниц, получившая широкую европейскую известность в конце 18 века. Известно, например, что княгиня Дашкова, поздравляя Екатерину Великую с победой над турками, подарила ей полотно Ангелики с изображением прекрасной гречанки. 

Кауфман работала преимущественно в историческом жанре. На ивановской выставке экспонируется ее древнеримская весталка. Вполне возможно, что художница в этом образе запечатлела себя. 

Правда, в Иванове представлена копия (что не отражено в этикетке), выполненная на фарфоре. Оригинал же хранится в Дрезденской галерее. Интересно, что аналогичная весталка на фарфоре есть в собрании Калужского художественного музея – причем там известно имя копииста.  

Как в Лувре

В собрание ивановского музея произведения западной живописи попадали разными путями. Что-то передано из Министерства культуры, а что-то было экспроприировано после революции из близлежащих усадеб. Например, несколько картин, выставленных сейчас, принадлежали тейковским фабрикантам Каретниковым. Также известна «биография» картины «Снятие с креста». 

Это копия с картины Жана Жувене, хранящейся сейчас в Лувре. Она была написана по заказу шуйского купца Киселёва для больничной часовни. Имя копииста не дошло до нас, но Киселёвы могли позволить себе лучшее. Как известно, серию портретов этой купеческой семьи писал на заказ Василий Тропинин. 

Поэзия или музыка?

 

Из Тульского художественного музея приехала картина первой половины 18 века «Амуры (Аллегория музыки)». Рядом с этим полотном стоит достать смартфон, чтобы найти на сайте Государственного Эрмитажа две другие работы Франсуа Буше из этой серии: на них будут такие же румяные ангелочки, но символизирующие уже живопись и поэзию. 

Можно пойти еще дальше и провести небольшое исследование. За несколько лет до амуров Франсуа Буше уже рисовал аналогичную серию аллегорий, выбрав в качестве персонажей мальчишек-сорванцов. Хранится она в Нью-Йоркской коллекции Фрик. Есть там изображение, схожее по иконографии с тульским: те же голуби, лист бумаги и перо в руках мальчишки. Но обозначено это как аллегория поэзии. К слову, на тех же символах построена эрмитажная «Поэзия» Буше. Соответственно, можно предположить, что тульская картина также посвящена литературному, а не музыкальному творчеству (как указано сейчас на этикетке).

Решайте сами

Особое внимание обращу на две миниатюрные картины: «В монастыре» Доменико Морелли и «Итальянский юноша у изгороди» Луиджи Тарантони – обе из ивановского собрания. Их отличает тонкая работа, изысканный колорит. Не сразу замечаешь, что это мозаики, сложенные из мельчайших фрагментов. Правда, сверху они покрыты масляной краской – и не понятно, как взаимодействуют две техники. То ли мозаика используется исключительно для создания фактуры (Морелли изображает своды монастыря, и кирпичная кладка на картине подчеркивается фактурой основы). То ли произведения действительно собраны из разноцветных фрагментов, а краска потребовалась, чтобы замазать швы. Каждый зритель может вынести собственное решение, внимательно приглядевшись.

Художественный музей (пр. Ленина, 33) открыт для посетителей COVID-free. Необходим QR-код или медицинские документы. Выходной день – вторник.   

    

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам