Начался капитальный ремонт железнодорожного участка Фурманов – Волгореченск
Прошло заседание оргкомитета по подготовке к Первомаю
23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
Выставка на троих 

Александр Климохин, Владимир Мухин, Вадим Николайчук – художники примерно одного возраста. Они общаются, их мастерские находятся рядом. И групповая выставка, открывшаяся сейчас, неминуемо ставит вопрос об общих поколенческих интересах. Что волнует мужчин после 60? 

В экспозиции участвуют работы разных лет. Выставлены в том числе авторские хиты – вещи хорошо известные и полюбившиеся. Но особенно интересно рассмотреть то, что сделано художниками за последние два карантинных года.

Дело к осени

У Александра Климохина сравним два полотна «Дело к осени» (2021) и «На петроградской стороне» (2022). На первый взгляд, в них ничего общего: разнятся колорит, формат, настроение. Но эта видимая противоположность вполне закономерна и идейна. 

«Дело к осени» (2021) – стилизованный портрет художника. Он стоит перед окном, за спиной мольберт, в руках – тлеющая папироса. В темноте мастерской не разглядеть лица, на него ложатся тяжелые мазки закатного солнца. Вторая половина этой картины – утрированный пейзаж из окна (то, что видит художник): город с желтизной и бурым тлением осенних листьев; понурые дома без света. Лишь яркая лазоревая стена дальней многоэтажки противостоит общей картине сезонного увядания. 

В центре этой сложной композиции – полосатый кувшин, фирменный атрибут климохинских натюрмортов. Он, как и вся картина, разделен на две части. Одна – веселая и зебристая; вторая – поблекшая, потерявшая форму. Теневая половина как раз на стороне художника. Тем не менее это размышление об осени жизни не нагоняет тоски. Темно-зеленый фон мастерской дышит мудрым спокойствием. Единственное по-настоящему черное и настораживающее пятно на холсте – коптящий дым от сигареты, которую держит художник. И здесь оправдан ассоциативный ряд: дым – дыхание (человеческая жизнь) – растворение – мрак. 

Картина «На Петроградской стороне» (2022) – тоже сложноорганизованный портрет-биография. Его героиня – светловолосая и длинноногая девушка. Она исполосована лучами высокого солнца. Городской пейзаж за ее спиной причудливо разбит тенями. Но тени эти, как ни странно, светлые – разноцветные, радостные. И в небо здесь улетают не черные клубы дыма, а голубой шарик. Не знаю, предполагал ли Александр Климохин рифмовку двух своих картин, – но получились они связанными. 

Куда ты идешь?

Гобелены Владимира Мухина традиционно литературны. В последние два года художник обращался к библейским сюжетам (прежде было несколько запоминающихся работ, посвященных православным праздникам). В них нет религиозной назидательности – это скорее попытка разобраться в том, как устроена жизнь вообще. Интересно в этой связи полотно «В начале было…» (2022), которое, вероятно, иллюстрирует сотворение мира: земная твердь еще зыбка и фрагментарна, пунктиром намечен человеческий абрис. Но эта возникающая фигура уже разделена на две половины – черную и белую, пополам. Мысль о внутренней противоречивости человека, видимо, важна для Мухина. Цветом (правда, не столь контрастно) он показывает дуальность героинь на холстах «Я только краткий миг?» (2020), «Сусанна и старцы» (2021). В этой связи становится понятным и интерес художника к черно-белым сорокам, которые нередко появляются в его работах. 

Вдумчивого прочтения требует картина «Камо грядеши» (2021), отсылающая названием к диалогу Христа и апостола Петра. В нижней трети большого гобелена движется встревоженная толпа –  каждый в ней наделен эмоцией и характером, угадываются второстепенные персонажи нового завета. Но основную часть полотна занимает хмурое небо с серым всевидящим солнцем-оком. Человеческая суета кажется по-муравьиному смехотворной на фоне молчаливого свода. «Камо грядеши?» (Куда идешь?) уже вне Библии стало риторическим вопросом, призванным напомнить о векторе жизненного пути, выборе приоритетов. 

Для людей, музеев или для себя?

Фигуративность и намечающаяся сюжетность на картинах Вадима Николайчука кажутся вторичными. Художника интересуют в первую очередь формальные аспекты живописи: звучание и вес цвета, ритм фактуры, партитура пятен…. В этом Николайчук – виртуоз. Да, кое-где проступают очертания знакомых предметов, чувствуются намеки на натюрморт или пейзаж – но, вероятно, художник таким образом стремится потрафить зрителю, сделать свое искусство более понятным (ведь счастье – когда тебя понимают). Но contemporary art, увы, не для массового зрителя. Живописец с затаенной досадой иронизирует по этому поводу – прямо на полотне он прописывает диалог двух лопоухих юношей-зрителей: «Ну как тебе картинка? – Да так себе». При этом в абстрактных работах Николайчука, где он говорит сам с собой, на своем языке, не чувствуется ни раздражения, ни горечи – в цвете чистота и уравновешенность.

Выставка трех художников под спорным (сегрегационным) названием «Для людей и музеев» продлится до октября в Музейно-выставочном центре (ул. Советская, 29). Выходной день – понедельник, цена полного билета – 150 рублей. 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам