Предприятие специализируется на малоэтажном строительстве и производстве железобетонных свай малого сечения
Отмечает почетный гражданин города Иванова Надежда Николаевна Блохина
Ректор Ивановского медуниверситета на легендарном марафоне «Дорога жизни»   
Полностью восстановить теплоснабжение энергетики обещают не позднее 23.00 23 января
В Иванове 1038 детей из семей участников СВО посещают детские сады бесплатно
На рассмотрение в Ивгордуму были внесены пять кандидатур
Выставка на троих 

Александр Климохин, Владимир Мухин, Вадим Николайчук – художники примерно одного возраста. Они общаются, их мастерские находятся рядом. И групповая выставка, открывшаяся сейчас, неминуемо ставит вопрос об общих поколенческих интересах. Что волнует мужчин после 60? 

В экспозиции участвуют работы разных лет. Выставлены в том числе авторские хиты – вещи хорошо известные и полюбившиеся. Но особенно интересно рассмотреть то, что сделано художниками за последние два карантинных года.

Дело к осени

У Александра Климохина сравним два полотна «Дело к осени» (2021) и «На петроградской стороне» (2022). На первый взгляд, в них ничего общего: разнятся колорит, формат, настроение. Но эта видимая противоположность вполне закономерна и идейна. 

«Дело к осени» (2021) – стилизованный портрет художника. Он стоит перед окном, за спиной мольберт, в руках – тлеющая папироса. В темноте мастерской не разглядеть лица, на него ложатся тяжелые мазки закатного солнца. Вторая половина этой картины – утрированный пейзаж из окна (то, что видит художник): город с желтизной и бурым тлением осенних листьев; понурые дома без света. Лишь яркая лазоревая стена дальней многоэтажки противостоит общей картине сезонного увядания. 

В центре этой сложной композиции – полосатый кувшин, фирменный атрибут климохинских натюрмортов. Он, как и вся картина, разделен на две части. Одна – веселая и зебристая; вторая – поблекшая, потерявшая форму. Теневая половина как раз на стороне художника. Тем не менее это размышление об осени жизни не нагоняет тоски. Темно-зеленый фон мастерской дышит мудрым спокойствием. Единственное по-настоящему черное и настораживающее пятно на холсте – коптящий дым от сигареты, которую держит художник. И здесь оправдан ассоциативный ряд: дым – дыхание (человеческая жизнь) – растворение – мрак. 

Картина «На Петроградской стороне» (2022) – тоже сложноорганизованный портрет-биография. Его героиня – светловолосая и длинноногая девушка. Она исполосована лучами высокого солнца. Городской пейзаж за ее спиной причудливо разбит тенями. Но тени эти, как ни странно, светлые – разноцветные, радостные. И в небо здесь улетают не черные клубы дыма, а голубой шарик. Не знаю, предполагал ли Александр Климохин рифмовку двух своих картин, – но получились они связанными. 

Куда ты идешь?

Гобелены Владимира Мухина традиционно литературны. В последние два года художник обращался к библейским сюжетам (прежде было несколько запоминающихся работ, посвященных православным праздникам). В них нет религиозной назидательности – это скорее попытка разобраться в том, как устроена жизнь вообще. Интересно в этой связи полотно «В начале было…» (2022), которое, вероятно, иллюстрирует сотворение мира: земная твердь еще зыбка и фрагментарна, пунктиром намечен человеческий абрис. Но эта возникающая фигура уже разделена на две половины – черную и белую, пополам. Мысль о внутренней противоречивости человека, видимо, важна для Мухина. Цветом (правда, не столь контрастно) он показывает дуальность героинь на холстах «Я только краткий миг?» (2020), «Сусанна и старцы» (2021). В этой связи становится понятным и интерес художника к черно-белым сорокам, которые нередко появляются в его работах. 

Вдумчивого прочтения требует картина «Камо грядеши» (2021), отсылающая названием к диалогу Христа и апостола Петра. В нижней трети большого гобелена движется встревоженная толпа –  каждый в ней наделен эмоцией и характером, угадываются второстепенные персонажи нового завета. Но основную часть полотна занимает хмурое небо с серым всевидящим солнцем-оком. Человеческая суета кажется по-муравьиному смехотворной на фоне молчаливого свода. «Камо грядеши?» (Куда идешь?) уже вне Библии стало риторическим вопросом, призванным напомнить о векторе жизненного пути, выборе приоритетов. 

Для людей, музеев или для себя?

Фигуративность и намечающаяся сюжетность на картинах Вадима Николайчука кажутся вторичными. Художника интересуют в первую очередь формальные аспекты живописи: звучание и вес цвета, ритм фактуры, партитура пятен…. В этом Николайчук – виртуоз. Да, кое-где проступают очертания знакомых предметов, чувствуются намеки на натюрморт или пейзаж – но, вероятно, художник таким образом стремится потрафить зрителю, сделать свое искусство более понятным (ведь счастье – когда тебя понимают). Но contemporary art, увы, не для массового зрителя. Живописец с затаенной досадой иронизирует по этому поводу – прямо на полотне он прописывает диалог двух лопоухих юношей-зрителей: «Ну как тебе картинка? – Да так себе». При этом в абстрактных работах Николайчука, где он говорит сам с собой, на своем языке, не чувствуется ни раздражения, ни горечи – в цвете чистота и уравновешенность.

Выставка трех художников под спорным (сегрегационным) названием «Для людей и музеев» продлится до октября в Музейно-выставочном центре (ул. Советская, 29). Выходной день – понедельник, цена полного билета – 150 рублей. 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Ледовые зарисовки

Кого можно встретить на городских катках

Схема на полмиллиарда раскрыта

В Иванове выявили преступное сообщество «обнальщиков», в котором участвовали в том числе и должностные лица

«Пока мы помним — герои живы»

Ивановцы почтили память защитников и жителей блокадного Ленинграда

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам