Особо опасно
Выставка Владимира Маяковского, открывшаяся в большом зале Дома художника, не только юбилейная, но и этапная – мастер показывает новые, совершенно неожиданные работы.
В.П. Маяковский известен зрителю своими городскими пейзажами и трогательными карнавальными персонажами. Мир, который изображал живописец на своих холстах, был преимущественно оптимистичным, праздничным, с летающими по небу ангелами. Правда, всегда чувствовалось, что эти картины не отражают реальность, а противостоят ей, позволяя забыться и спрятаться.
Постоянные персонажи – Арлекин и Коломбина. Интересно, что их ступни на картинах почти всегда развернуты от зрителя (при этом фигуры даны фронтально) – так, видимо, показывается порыв к движению: внешне радостные герои хотят сбежать, скрыться. Ведь и карнавал, и цирк, которые так любит художник, – это возможность лишь на время изменить окружающую обстановку и правила поведения, потом придется возвращаться к действительности.
Стало страшно
На работах, которые выставлены сейчас, вероятно, та самая действительность (ее трансформированный образ), от которой художник долгое время стремился отгородиться. Видимо, не получилось. Теперь Владимир Маяковский пристально всматривается в глаза чудовищ – фантастических тварей с рогами, клыками, железными когтями и чешуей. Они ужасают не только внешностью, но и своим взглядом – человеческим, говорящим.
Удивительно, что в искусствоведческих текстах, которые предваряют выставку, эти анималистические образы трактуются вполне благодушно. Мол, художник новой серией призывает заботиться о братьях меньших, «сохранять всё живое на земле». Проводятся параллели с фантастическими зверями-оберегами в древнерусской архитектуре (очевидный пример – белокаменная резьба по фасаду Дмитриевского собора во Владимире). Допускаю, что В.П. Маяковский и сам себя убедил в безобидности странных «животных-зубастиков», появившихся на его картинах. Но, как известно, в искусстве подчас прорывается бессознательное – то, что не контролируется рацио, то, что мы сами не всегда можем верно интерпретировать.
Два зверя
Всмотримся в необычных персонажей Владимира Маяковского. Чешуйчатый «трирог» (названия чудовищам дал сам художник) изображен на фоне города и перекрывает собой солнце: когти вонзаются в землю, а три рога в небо. На другой картине «черный рогохвост» выше шуйской колокольни. На фоне заката он гуляет по старинному городу, а на дальнем плане разлита лава. Признаюсь, мне эти образы показались апокалиптическими. В Откровении Иоанна ведь говорится именно о таких зверях, объединенных с драконом в борьбе с богом: «Имея семь голов и десять рогов, и на рогах его десять венцов <…> Он был подобен леопарду, с ногами, подобными ногам медведя, и имел пасть, подобную львиной». Очень похожими на это получаются фантазийные ихтиозавры и птерозавры Владимира Маяковского. Еще страшнее на выставке погрудный портрет (словно икона) «рогатого зубоскала»: рога ягненка и разномастные глаза – вылитый антихрист.
Параллели
Формально животная серия Маяковского написана в период коронавируса, но сейчас апокалиптическая тема звучит с особенной силой. Деформация натуры, произведенная художником, отчетливо отсылает к «Гернике» Пикассо, появившейся в схожей социокультурной ситуации.
Если чертить другие параллели, можно вспомнить тюрликов Гелия Коржева. Советский соцреалист в 1980-е неожиданно начал рисовать мутантов-уродцев, в которых превращаются «расчеловеченные» люди. Тогда эту серию мало кто принял. А сегодня Коржева называют пророком – якобы он своими тюрликами предугадал развал страны, коренные перемены.
А может, ничего и нет?
Но вернемся к ивановской выставке. Повторюсь: художник, возможно, ничего мрачного изначально не вкладывал в работы. Вот, например, изобразил милого трицератопса (динозавра с рогами на спине), стоящего на задних лапах и держащего цветочек. Этакое заколдованное чудище из известной сказки. И всё бы хорошо, но из сомкнутой пасти прирученного зверя вырывается язык-жало. Разве свойственно это положительному персонажу? Нельзя не заметить, что обычно яркая и насыщенная живопись Владимира Маяковского становится в животной серии практически монохромной. Так что этот зоопарк далеко не для увеселительной прогулки.
Звери забирают на себя основное внимание. Но экспонируются и другие работы – интересные, сложные. Правда, настроение то же: вместо карнавала – колядки с звериными масками («Карнавальный сюжет»); королева с рогами и песьими головами («Королева»), у троицы клоунов наполовину затемнены лица («Лоскутные клоуны»).
К счастью, искусство всегда оставляет надежду. И помимо пугающих образов есть в экспозиции и те, которые успокоят, позволят забыться, почувствовать праздник. На некоторых холстах В. Маяковского по-прежнему появляются ангелы. Да и в Апокалипсисе, как известно, свет в конце побеждает монстров-зверей.
Выставка живописи «Карнавал в заповеднике» работает в Доме художника (пр. Ленина, 45) ежедневно с 11 до 18 часов. Цена полного билета – 150 рублей.