Предприятие специализируется на малоэтажном строительстве и производстве железобетонных свай малого сечения
Отмечает почетный гражданин города Иванова Надежда Николаевна Блохина
Ректор Ивановского медуниверситета на легендарном марафоне «Дорога жизни»   
Полностью восстановить теплоснабжение энергетики обещают не позднее 23.00 23 января
В Иванове 1038 детей из семей участников СВО посещают детские сады бесплатно
На рассмотрение в Ивгордуму были внесены пять кандидатур
Карнавал в заповеднике

Выставка Владимира Маяковского, открывшаяся в большом зале Дома художника, не только юбилейная, но и этапная – мастер показывает новые, совершенно неожиданные работы.

В.П. Маяковский известен зрителю своими городскими пейзажами и трогательными карнавальными персонажами. Мир, который изображал живописец на своих холстах, был преимущественно оптимистичным, праздничным, с летающими по небу ангелами. Правда, всегда чувствовалось, что эти картины не отражают реальность, а противостоят ей, позволяя забыться и спрятаться.  

Постоянные персонажи – Арлекин и Коломбина. Интересно, что их ступни на картинах почти всегда развернуты от зрителя (при этом фигуры даны фронтально) – так, видимо, показывается порыв к движению: внешне радостные герои хотят сбежать, скрыться. Ведь и карнавал, и цирк, которые так любит художник, – это возможность лишь на время изменить окружающую обстановку и правила поведения, потом придется возвращаться к действительности. 

Стало страшно

На работах, которые выставлены сейчас, вероятно, та самая действительность (ее трансформированный образ), от которой художник долгое время стремился отгородиться. Видимо, не получилось. Теперь Владимир Маяковский пристально всматривается в глаза чудовищ – фантастических тварей с рогами, клыками, железными когтями и чешуей. Они ужасают не только внешностью, но и своим взглядом – человеческим, говорящим. 

Удивительно, что в искусствоведческих текстах, которые предваряют выставку, эти анималистические образы трактуются вполне благодушно. Мол, художник новой серией призывает заботиться о братьях меньших, «сохранять всё живое на земле». Проводятся параллели с фантастическими зверями-оберегами в древнерусской архитектуре (очевидный пример – белокаменная резьба по фасаду Дмитриевского собора во Владимире). Допускаю, что В.П. Маяковский и сам себя убедил в безобидности странных «животных-зубастиков», появившихся на его картинах. Но, как известно, в искусстве подчас прорывается бессознательное – то, что не контролируется рацио, то, что мы сами не всегда можем верно интерпретировать.

Два зверя

Всмотримся в необычных персонажей Владимира Маяковского. Чешуйчатый «трирог» (названия чудовищам дал сам художник) изображен на фоне города и перекрывает собой солнце: когти вонзаются в землю, а три рога в небо. На другой картине «черный рогохвост» выше шуйской колокольни. На фоне заката он гуляет по старинному городу, а на дальнем плане разлита лава. Признаюсь, мне эти образы показались апокалиптическими. В Откровении Иоанна ведь говорится именно о таких зверях, объединенных с драконом в борьбе с богом: «Имея семь голов и десять рогов, и на рогах его десять венцов <…> Он был подобен леопарду, с ногами, подобными ногам медведя, и имел пасть, подобную львиной». Очень похожими на это получаются фантазийные ихтиозавры и птерозавры Владимира Маяковского. Еще страшнее на выставке погрудный портрет (словно икона) «рогатого зубоскала»: рога ягненка и разномастные глаза – вылитый антихрист.

Параллели

Формально животная серия Маяковского написана в период коронавируса, но сейчас апокалиптическая тема звучит с особенной силой. Деформация натуры, произведенная художником, отчетливо отсылает к «Гернике» Пикассо, появившейся в схожей социокультурной ситуации.

Если чертить другие параллели, можно вспомнить тюрликов Гелия Коржева. Советский соцреалист в 1980-е неожиданно начал рисовать мутантов-уродцев, в которых превращаются «расчеловеченные» люди. Тогда эту серию мало кто принял. А сегодня Коржева называют пророком – якобы он своими тюрликами предугадал развал страны, коренные перемены.   

А может, ничего и нет?

Но вернемся к ивановской выставке. Повторюсь: художник, возможно, ничего мрачного изначально не вкладывал в работы. Вот, например, изобразил милого трицератопса (динозавра с рогами на спине), стоящего на задних лапах и держащего цветочек. Этакое заколдованное чудище из известной сказки. И всё бы хорошо, но из сомкнутой пасти прирученного зверя вырывается язык-жало. Разве свойственно это положительному персонажу? Нельзя не заметить, что обычно яркая и насыщенная живопись Владимира Маяковского становится в животной серии практически монохромной. Так что этот зоопарк далеко не для увеселительной прогулки.

Звери забирают на себя основное внимание. Но экспонируются и другие работы – интересные, сложные. Правда, настроение то же: вместо карнавала – колядки с звериными масками («Карнавальный сюжет»); королева с рогами и песьими головами («Королева»), у троицы клоунов наполовину затемнены лица («Лоскутные клоуны»).

К счастью, искусство всегда оставляет надежду. И помимо пугающих образов есть в экспозиции и те, которые успокоят, позволят забыться, почувствовать праздник. На некоторых холстах В. Маяковского по-прежнему появляются ангелы. Да и в Апокалипсисе, как известно, свет в конце побеждает монстров-зверей.  

Выставка живописи «Карнавал в заповеднике» работает в Доме художника (пр. Ленина, 45) ежедневно с 11 до 18 часов. Цена полного билета – 150 рублей. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Ледовые зарисовки

Кого можно встретить на городских катках

Схема на полмиллиарда раскрыта

В Иванове выявили преступное сообщество «обнальщиков», в котором участвовали в том числе и должностные лица

«Пока мы помним — герои живы»

Ивановцы почтили память защитников и жителей блокадного Ленинграда

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам