Право на ошибку для старшеклассников
До 1 марта ученики 9– х классов должны определиться, какие экзамены будут сдавать. Выбрать надо два предмета (еще два – русский язык и математика – обязательные), причем не просто так. Результаты будут учитываться при зачислении в 10– й класс по определенному профилю.
Споры по поводу профильных классов, пожалуй, можно отнести к вечным. Надо ли углубленно изучать определенные предметы? Или школа должна давать крепкую базу, а по тем предметам, которые нужны для поступления в вуз, ребенок пусть готовится дополнительно? Или же нет необходимости тем, кто готовится поступать на мехмат или в Бауманку, забивать голову химией и литературой?
Понятно, что сколько семей – столько и ответов. И в каждой дети и родители выбирают наиболее подходящий им вариант (так должно быть в идеале). Но в 2023/2024 учебном году на федеральном уровне опять изменится часть стандартов и правил.
На что надо обратить внимание родителям и ученикам 9– х классов, а также как школы определяют профиль старших классов и от чего это зависит, мы поговорили с начальником школьного отдела городского управления образования Татьяной Громовой.
– Татьяна Александровна, что меняется для девятиклассников и их родителей в этом году?
– Если говорить об изменениях в федеральных образовательных стандартах, то остановлюсь на двух моментах, наиболее существенных для учеников 9-х классов и их родителей.
Первое: с 2023-2024 учебного года не будет универсальных 10-11-х классов, в которых программы по учебным предметам реализуются на базовом уровне, будут формироваться только классы с углубленным изучением (не менее двух) предметов.
Ранее школы открывали 10 классы - профильные (углубленное изучение предметов в рамках одной образовательной области или смежной с ней, например, гуманитарный профиль, физико-математический) или универсальные двух уровней. Один из уровней универсальных классов подразумевал реализацию программы углубленного изучения отдельных предметов из разных образовательных областей, например, история и математика. Другой уровень предполагал, что по всем учебным предметам реализуются программы базового уровня (углубление в этих классах могло осуществляться за счет элективных курсов, факультативов).
Второе: в последние годы в старшей школе обязательными были только восемь предметов, остальные изучались по выбору образовательного учреждения. Например, в профильных физико-математических классах могли не изучать химию и биологию. С 2023/2024 учебного года в старших классах обязательными к изучению станут 13 предметов, из них не менее двух будут изучаться на углубленном уровне.
На мой взгляд, такой подход оставляет, что называется, право на ошибку – то есть право изменить направление профильного обучения, и оставляет возможность для более широкого выбора будущей специальности в вузе. Если, например, ученик сначала предполагал, что пойдет в технический вуз, а в конце 10-го класса решил переориентироваться, скажем, в сторону юридических специальностей, ему будет проще это сделать. Потому что на базовом уровне он будет изучать все предметы.
– Многие ли девятиклассники в последние годы идут в 10-й класс? Или молодежь выбирает профессиональное обучение?
– По нашим данным, количество школьников, которые поступают в 10-е классы, в последние 5–7 лет остается приблизительно на одном и том же уровне: примерно половина продолжает обучение в школе. При этом количество десятых классов, которые формируются в школах города, может меняться. Так, в 2020 году было сформировано 75 десятых классов, в 2021 и 2022-м – 68, в следующем учебном году мы планируем сформировать 69. Но это зависит, как правило, от количества детей в 9-х классах. В последние годы их несколько меньше, а через два года будет выпускаться более 4 тысяч человек, поэтому количество 10-х классов опять может вырасти.
– 30 января на сайте управления образования был опубликован список профильных классов, которые будут формироваться в ивановских школах. Каким образом определяется, в какой школе какие профильные классы будут формироваться?
– Это зависит от двух факторов. Во-первых, от пожеланий детей и их родителей, а во-вторых, от возможностей школы, в первую очередь, от наличия учителей, обладающих необходимым уровнем подготовки.
Хочу также отметить, что за последние годы у нас не было обращений по поводу того, что ребенок не смог попасть в класс с нужным ему профилем. В конкретную школу – да, можно не пройти рейтинговый отбор, но классы с тем или иным профилем открываются во многих школах города.
– Меняется ли перечень профилей классов? Может быть, в этом году школьники больше хотят учить химию и биологию или иностранные языки?
– Нет, профили классов приблизительно остаются теми же, что и раньше. Больше всего в школах формируется технологических классов, где на углубленном уровне изучаются математика, информатика и физика. На втором месте – социально-экономический профиль, на третьем – естественнонаучный, и меньше всего запрос на гуманитарный профиль.
Но что касается запросов этого года, о них можно будет с определенностью говорить только в сентябре, когда 10-е классы будут окончательно сформированы.