Места для размещения нестационарных торговых объектов предоставляются индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам или самозанятым гражданам по результатам конкурентных процедур
Новый зеленый уголок расположился на улице Парижской Коммуны недалеко от Ивановского государственного энергетического университета
Сегодня город Иваново направил пакет первичной документации в Ростехнадзор для получения «паспорта готовности» к отопительному сезону 2024-2025 года
Сквер планируют благоустроить к следующему юбилею Победы
С 3 по 8 сентября во Дворце игровых видов спорта прошел крупный турнир по баскетболу среди женских команд Суперлиги
«Если вы не подтвердите данные по договору, ваш номер может быть заблокирован»
Неизвестный ивановский фельетон Евгения Петрова

Писатель и журналист Евгений Петров прославился в дуэте с Ильей Ильфом. Вместе они написали «Двенадцать стульев», «Золотого теленка», «Одноэтажную Америку». Удивительно, что тандем существовал не так долго – чуть больше десяти лет. 

Познакомились два одессита в Москве – в редакции железнодорожной газеты «Гудок». До этого у каждого был свой путь: Ильф воевал в Гражданскую против белых, а Петров примерно в тот же период был арестован за антисоветский заговор, позже работал в уголовном розыске. В советскую столицу оба переехали на шестом году Революции.

В 1937-м Илья Ильф скончался от туберкулеза. Петров прожил еще пять лет: нашел себе нового соавтора, пробовал писать самостоятельно, стал главным редактором журнала «Огонек». Но новых вершин не взял, если, конечно, не считать орден Ленина. Кстати, фамилия «Петров» – псевдоним, настоящая – Катаев. Литератор не подписывался ей, чтобы не путали с родным братом – писателем Валентином Катаевым.  

В 1942 году Петров погиб в авиакатастрофе – он возвращался в Москву с очерком из осажденного Севастополя. Удивительно, что соавторы «Золотого теленка» ушли из жизни в одном возрасте – в 39 лет (Ильф был старше).

Вагонные споры 

Сегодня в центре нашего внимания текст, написанный Евгением Петровым в самом начале его московской жизни. Фельетон «Иваново-Вознесенск», насколько известно, никогда не переиздавался: он не входит в пятитомное собрание сочинений Ильфа и Петрова, его нет в интернете. Слепая машинопись с авторскими поправками, датированная мартом 1924 года, хранится сейчас в Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).

Интересно авторское определение жанра – «путевой фельетон». Объясняется это тем, что примерно треть публикации посвящена ночному поезду «Москва – Иваново», который за прошедшие сто лет, кажется, мало изменился. 

«Спать рано. Папироса успокаивает, но не развлекает. Соседи, как водится со времени первых паровозов, завязывают беседу. 

– Вот и поехали, – вздыхает мой визави. (Дубленый полушубок, валенки и темная борода метелкой из-под картуза.)

Его сосед с подвязанной щекой на возражает. Он совершенно согласен с мнением предыдущего оратора, но тем не менее находит, что железнодорожный билет мог бы стоить и дешевле».

Дальше железнодорожный разговор касается злободневных вопросов: курса советского червонца, снабжения сельской местности и беспомощности волисполкома. Постепенно к диалогу присоединяются «пришельцы из соседних купе» (любопытно, что слово «купе» по норме того времени написано с «э» на конце). 

Первое впечатление – неразбериха 

С нового абзаца Петров продолжает: «Просыпаюсь с тяжелой головой. За окнами серое утро. Чемодан хорош только для переноски вещей. Когда же он изображает из себя подушку – он нелеп. От его ремней на щеке вдавлины. Долго, с дрожью зеваю.

Борода, оказавшаяся при дневном свете рыжей, поздравляет меня с добрым утром и сообщает, что мы подъезжаем к Иваново-Вознесенску.

Осипший за ночь паровозный гудок подтверждает это сообщение. Музыка колес замедляет такт».    

Дальше начинается малоприятное для ивановцев описание города: «После древней и роскошной Москвы Иваново-Вознесенск выглядит слишком уж молодо и бедно. Когда выходишь с вокзала, первое впечатление – неразбериха: город ли это, село ли, местечко... Длинная, унылая улица, одноэтажные бревенчатые домики, колодцы, цепные собаки. – Село. И вдруг... Нелепейший каменный домина в декадентском вкусе.

– Вот поглядите-с, – с гордостью говорит извозчик. И называет забористую купеческую фамилию бывшего владельца.

Потом опять домики и домишки, мосты с неизменными табличками «Ехать шагом». (Как будто бы ивановские извозчики при своей езде могут применять какой-нибудь другой аллюр.) Большая кирпичная церковь, кино «Арс». Площадь с наскоро сколоченным деревянным обелиском и гостиница «Биржа». Приехали. 

Эта гостиница носит свое почтенное и солидное название, но даром. Два номера в ней отведены под настоящую иваново-вознесенскую биржу. Впрочем, эта настоящая биржа, кроме ежедневного вывешивания с курсом червонца, ничем иным себя не проявляет. Так, по крайней мере, мне объяснили ивановцы.

Номерной мрачен, но предупредителен. Он гордо носит ржавый галстук и ведет несложную гостиничную бухгалтерию». 

Иваново-Вознесенская биржа, согласно справочникам 1924 года, находилась по адресу ул. Степановская (Степанова), 6. Однако о расположении там номеров ничего не известно. Возможно, Евгений Петров допустил некоторую неточность в своем описании. Известно, что гостиница и ресторан были в здании напротив – ул. Степанова, 3 (сейчас там стоматологическая клиника). А название, упомянутое в очерке, могло быть связано не с финансовым учреждением, а с большой стоянкой извозчиков в начале улицы, которая называлась биржей. 

С быстротою весеннего побега

Очерк оживляется, когда речь заходит про ивановские фабрики. Петров называет их нервом города.  

«Многочисленные фабричные корпуса, громоздящиеся на низине, как огромные красные кирпичи, дымят обгорелыми спичками труб и блестят салатной зеленью крыш. Целые горы тюков: ситца, миткаля, бязи ежедневно выбрасываются на рынок вечно поющими веретенами и пляшущими станками».

Далее фельетон описывает собрание рабочих в клубе фабрики БИВМ (БИМ): выступление директора, председателя завкома, ткачихи. Фельетонист также делает несколько «этнографических» наблюдений:

«Ивановцы говорят с ударением на о. Над певучим московским говором они потешаются.

– Ма-а-а-сква!

Впрочем, народ славный. Лица открытые и прямодушные. А в разговоре быстрые. Чтобы понять их, нужно внимательно вслушиваться. О своем городе говорят с любовью. По их словам, Иваново-Вознесенск родился с быстротою весеннего побега от соединения села Иваново и посада Вознесенска. Фабрика за фабрикой... Дом за домом... И на глазах одного поколения город превратился из заштатного в уездный, а теперь и в губернский.

Путь от вокзала до гостиницы, поразивший меня своим однообразием, – Иваново. Вознесенск – это фабричный район. Он дает городу окраску и характер. Насколько Иваново безжизненно, – тишь да гладь – настолько Вознесенск полон жизни и движения».

Заканчивает свой фельетон Петров неожиданным выводом, что Иваново-Вознесенск, может быть, станет в будущем русским Манчестером. Неожиданно это потому, что сравнение с английским городом еще в конце 19 века было устоявшимся в российской прессе. 

Где был опубликован этот текст в 1924 году, пока неизвестно. В железнодорожной газете «Гудок» обнаружить его не удалось. Возможно, Петров написал фельетон для журнала «Красный перец», в котором он печатался после переезда в Москву.

***

На фотографии Губернская конференция работниц и крестьянок в Иваново-Вознесенске в 1924 году. Это или очень похожее мероприятие описывал в своем очерке «Иваново-Вознесенск» Евгений Петров: «Выступает ткачиха. Она говорит о женщине-крестьянке. В ее слишком простых словах больше истины, чем в любой научной статье. Заканчивает она так: «Женщина-работница и женщина-крестьянка, это одно и то же. Не помочь им и не понять их – это не понять себя и не помочь себе». 

Снимок из собрания ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Автоматическая колоризация.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Эмальер из Суздаля Алексей Весёлкин

Об искусстве эмали рассказал Алексей Весёлкин – суздальский художник-эмальер, живописец, график, поэт

Одуванчики отцвели, а ощущение их присутствия осталось

На фестивале моды «Льняная палитра» в Плёсе со своей коллекцией одежды среди других модельеров выступила и Полина Жуйкова, ученица ивановского лицея «Гармония». В отличие от них, опытных и маститых, молодому дизайнеру из Иванова исполнилось всего 14 лет

Особняк, похожий на обедневшего дворянина

Усадьбу фабрикантов Зубковых отреставрируют? 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам