Не кнут, а пряник
«Мальчишка мой очень набалованный и непослушный. Во время прогулки сильно тянул поводок, не обращал никакого внимания на меня, был невнимательным и хулиганистым. После занятий ситуация изменилась. Жастин стал более послушным, сохраняет выдержку, выполняет различные команды, меньше тянет поводок на улице».
Жастин – восточноевропейская овчарка, которую однажды привели перевоспитываться в Клуб служебного собаководства. Здесь работают настоящие профессионалы – инструкторы, которые даже из самого непослушного питомца помогут воспитать покладистого и управляемого пса. Кинолога Юрия Курченкова хорошо знают не только ивановские собаководы, многим он помог наладить контакт со своими четвероногими друзьями и скорректировать поведение собаки.
По словам Юрия, с просьбой провести курс занятий к нему обращаются довольно часто – до двадцати человек в месяц. Многие все-таки понимают: если ты завел собаку, с ней нужно заниматься.
- Юрий, с какого возраста можно начинать заниматься с щенком?
- Все зависит от того, что мы хотим по итогу. Обучить выполнению базовых команд, выполнять трюки или, например, работе с запахами... Для всего свой возраст. Если мы говорим о традиционной программе воспитания, то индивидуально с щенком можно начинать заниматься с двух месяцев. В группах – с трех. Правда, необходимо учитывать климатические условия: погода должна быть комфортной, чтобы щенок смог выдержать длительное занятие на улице. По своей природе внимательным он может быть всего минут пятнадцать-двадцать, потом начинает отвлекаться. Однако занятие в целом длится около часа. Часть времени мы тратим на обучение хозяина, как бы странно это ни звучало. Инструктор показывает отработку каждого элемента на собаке, после чего к его разучиванию переходит хозяин. Это нужно, чтобы владелец питомца понимал, как дрессируется его собака «от и до», и мог все это применять, когда из их жизни исчезнет инструктор.
- А можно перевоспитать взрослую собаку?
- Можно. Но это, конечно, гораздо труднее, потребуется больше сил и времени. Дело в том, что собака – это совокупность инстинктов, а инстинкт – цепочка рефлексов. Для того, чтобы сформировать какую-то новую линию поведения у собаки, мы сперва должны «затереть» старую. Потребуется терпение. Результат в целом зависит от запущенности случая и пластичности психики собаки. Бывало такое: приходили и с пяти-шестилетними, и они обгоняли всех молодых. Потому что для собаки это было счастье – «меня достали с дивана, со мной что-то делают». У меня был случай, когда пятилетнюю собаку тренировал школьник. Я приезжал к ним заниматься индивидуально, ему нужно было лишь спуститься во двор, но он умудрялся еще опоздать на 10-15 минут. Но при этом собака успела за четыре занятия обучиться тому, что обычно проходят за десять.
- Что надо для проведения занятия: специальная одежда, поводок, намордник?
- Никакой спецомуниции не нужно, поводок – самый обычный, полутораметровый, намордник, если считаете нужным. Но самое главное условие для занятия – собака должна быть голодной. Вы ведь знаете, любое обучение животного проводится либо кнутом, либо пряником. Кнутом – непродуктивно. Поэтому – только пряник. Это положительная мотивация (положительных мотиваций, напомню, у нас всего три: еда, игра и общение). Поэтому на урок понадобится одежда с глубокими карманами или какая-нибудь сумка на пояс, куда хозяин положит кусочки еды. Причем, вкусные кусочки.
- Как это работает?
- Когда собака свою еду зарабатывает у хозяина, то она, во-первых ассоциирует напрямую хозяина с добычей пищи, а, во-вторых, учится зарабатывать свой кусок. В ее голове зарождается связь: работаю с хозяином – получаю еду. То есть работа с хозяином становится выгодной с точки зрения собаки. Выдавайте питомцу кусочки, когда проходите мимо других людей или собак, чтобы она старалась держаться поближе к вам. Когда переходите дорогу, награждайте ее лакомством, если она идет у ноги, или в лифте, когда питомец сидит спокойно.
Как известно, привычка устанавливается в среднем за три недели. Чем больше внимания хозяин будет отдавать на прогулке собаке, объясняя ей с помощью кусочков правила поведения, тем быстрее эти навыки войдут у четвероногого друга в привычку и затем закрепятся на автоматическом уровне.
- Я правильно поняла: очень многое зависит от хозяина? Он должен постоянно заниматься с собакой, гулять, играть, заинтересовывать?
- Не многое, а практически всё. Есть люди, которые заточены серьезно заниматься, видна мотивация, а есть такие – пришли на площадку и думают, что собака должна сама каким-то магическим образом знания впитать и сама всему научиться. А собака никому ничего не должна. Собака вообще живет по принципу – «я там, где мне выгодно». И еще – собаку часто воспринимают как члена семьи, но ее нельзя очеловечивать. Это первое правило. Как только хозяин перестает наделять собаку качествами, ей несвойственными, у него сразу все получается в дрессировке.
- Могут с собакой заниматься несколько членов семьи?
- Конечно. Я за то, чтобы все члены семьи, кто взаимодействуют с собакой, приходили на занятия. Чтобы было понимание общих правил общения с питомцем. Потому что когда у одного команда «рядом» – справа, у другого – слева, а у третьего – вовсе отсутствует в арсенале, у собаки идет кругом голова. Можно приходить компанией, но главное – чтобы соблюдалось одно правило – у кого поводок, у кого куски, тот и работает с питомцем.
- Есть в системе обучения собак что-то вроде начальной школы, среднего образования и вузовского?
- Если обращаться к традиционному служебному собаководству, есть общеутвержденная программа – сорок восемь занятий. За это время инструкторы готовят послушную, воспитанную и образованную собаку, которая сможет работать с любым наставником. Если говорить о домашних питомцах, то по-хорошему и здесь требуется как минимум полгода. Но реалии современности таковы, что у многих хозяев не хватает возможностей и терпения столько заниматься с собакой. Вот сейчас у меня есть всего два ученика, кто регулярно занимается с питомцами уже больше двух с половиной лет. Так что обычно базовая программа сейчас составляет месяц. За это время мы учим собаку слушаться на поводке. Чтобы она выполняла команды без поводка и на расстоянии, требуется больше времени. Но, как правило, 95 процентов людей ограничиваются одним месяцем.
- А есть собаки вообще не воспитуемые?
- Как правило, нет. Тем более, если речь идет о базовом курсе. Но с определенными проблемами могут столкнуться люди, которые берут уже взрослых собак. К сожалению, у некоторых четвероногих может быть тяжелое прошлое. Из-за этого пес всего боится, агрессивный. Воспитать из такого нормального члена общества будет проблематично. Не всегда можно починить то, что поломали до этого.
- Что еще нужно знать хозяину, чтобы правильно и грамотно выстраивать отношения с собакой.
- Неплохо бы изначально знать, зачем ты собаку берешь. Питомец и хозяин должны совпадать по менталитету. Например, собака требует активности, а у хозяина на нее почти нет времени, и тогда излишняя энергия и импульсивность собаки становится проблемой в семье. Или обратная картина, когда собака «домосед», а хозяин предпочитает активное времяпровождение. Поэтому порой бывает не получается решить какие-то проблемы именно из-за несовместимости.