Городские службы готовятся к снегопаду
Приём заявлений на путёвки в детские оздоровительные лагеря на 2025 год начнётся 9 января
С января Отделение СФР по Ивановской области проиндексирует пенсии работающим и неработающим жителям региона
Глава города исполнил новогоднее желание ивановского школьника
Центр приступил к формированию команды выдающихся выпускников
Они будут проиндексированы с 10 января
30 километров реплик 

Сарафаны, юбки, рубахи, корсеты, платья... В Музее ивановского ситца презентовали коллекцию городского костюма. Да какую! Это современная одежда с историей, ведь сшили модели из особенных тканей. Точно скопированы десять образцов столетней давности, их воссоздали специалисты «Шуйских ситцев».

Вернуть культурный код

Проект «Я буду это носить» Музей ивановского ситца реализовал благодаря гранту президента России для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Цель – актуализировать национальный культурный код, показать преемственность форм женского городского костюма начала прошлого столетия и современности.

Директор Музея ивановского ситца Галина Карева рассказала: «Сейчас наш музей имеет одну из самых больших текстильных коллекций в России: более полумиллиона единиц хранения тканей и более десяти тысяч – вещевого текстильного фонда. К нам постоянно обращаются исследователи костюма и текстильных технологий, дизайнеры, художники театра и кино, студенты и аспиранты профильных вузов, участники детских и молодежных театров моды».

Пять лет Музей ивановского ситца и «Шуйские ситцы» (гендиректор Анна Богаделина) шли к выпуску коллекции плательных тканей по рисункам XIX – начала XX веков, хранящихся в коллекции музея.

По словам авторов проекта, из всего многообразия выбрали ткани шуйских фабрикантов Посылиных и московских промышленников Рабенеков. Шуйские ситцы ведут историю от мануфактуры Степана Посылина, основанную в 1820 году. А Товарищество мануфактур «Людвиг Рабенек» в Москве было ведущим производителем красных ализариновых тканей в России второй половины XIX века. 

Уникальные альбомы

«Альбом фабрикантов Посылиных, который мы взяли для работы над проектом, небольшой, – рассказала Галина Карева. – Всего 58 образцов, материал – хлопок, техника – ручная резервная кубовая печать. Чем он для нас удивителен? В нем есть семь авторов –  крестьян, которые в восьмидесятые годы XIX века и сделали рисунки. То есть наши ткани – все авторские. Причем даже даты точные указаны. Вот, например, читаем: «15 марта 1884 года, Алексей Сибрин». А этот рисунок сделал Александр Владимирович Суслов. Технология, которую использовали Посылины вплоть до революции, ручная. Для этого применяли доски-манеры, вырезанные целиком из дерева, всегда многослойные. И надо вам сказать, в такой ручной технологии иметь автора – дело редчайшее. Именно поэтому эта ткань автоматически становится уникальной».

Второй – «Товарищество мануфактуръ Людвигъ Рабенекъ въ Москвъ» – альбом московских промышленников. Выбор пал на него вполне осознанно, рассказали сотрудники музея: «Сейчас среди реконструкторов продвигается и культивируется такое мнение: всё, что красное в России, – Барановское. На самом деле это не так. Были люди – более богатые и дипломированные, – которые работали лучше Барановых. Одним из таких являлось предприятие Людвика Рабенека (в советское время – Щелковский хлопчатобумажный комбинат). Альбом большой – 372 образца, всё это – хлопчатобумажные ткани, техника уже другая – механическая вытравная печать. Сначала ткань красилась в красный цвет, а потом протравлялся рисунок. Предприятие уникально тем, что уже в то время имело химический завод. За этим альбомом стоит другая технология: медные съемные валы, многовальные машины, которые были и в ивановском, и в московском, и в шуйском промышленном производстве.

В 1896 году в Нижнем Новгороде альбом получил право изображения сразу двух гербов: один – за рисунок, дизайн, второй – за технологию. Более того, альбом этот – из коллекции Дмитрия Геннадьевича Бурылина. В Нижнем Новгороде он выставляет образцы тканей – «первобытные ивановские набойки» – из своей коллекции, что вызвало большой интерес среди промышленников. Многие подарили ему свои альбомы. В том числе и сыновья Людвига. Фабриканты были уверены, что альбомы должны храниться в Иваново-Вознесенске, и даже написали трогательные письма: «Милостивый государь, не сочтете ли вы возможным в ваш музей принять образцы нашей продукции». Именно поэтому наш музей может рассказать о промышленности России».

«Маленький технологический подвиг»

«В такой тесной смычке музея, культуры и бизнеса мы еще не работали, – отметила Галина Карева. – Я хотела бы поклониться технологам «Шуйских ситцев», ведь мы выбрали самые сложные технологии в дореволюционный период. И хотели посмотреть, что же с ними будут делать современные специалисты, как смогут приспособить и адаптировать».

«Всего было выпущено 10 артикулов тканей-реплик. Коллекция современного текстиля получила название «Ткани со смыслом: наследие мануфактур», – рассказала Елизавета Кувшинова, менеджер по брендам предприятия «Шуйские ситцы». – Мы постарались сделать коллекцию в премиальном качестве, максимально близком к характеристикам подлинников. Причем носибельные ткани, чтобы их использовали дизайнеры и рукодельницы. Наши специалисты много работали над изучением каталогов и оригиналами-образцами в альбомах, подбирали цвета по специальному понтонному вееру, записывали масштабы, фотографировали, сканировали, затем работали на компьютере в специальной программе».

По сути, специалисты использовали технологию Рабенеков, поскольку современная технология – это те же валы, только сейчас на них рисунок выжигается лазером, через точечки проходит краска, и, соответственно, рисунок остается на ткани. Каждый вал – это один цвет.

«После мы присутствовали при разработках, – рассказала Елизавета Кувшинова. – Это тот момент, когда запускается машина, и важно подобрать цвет, «страфить», что называется, попасть шаблон в шаблон, чтобы рисунок получился идеальным. Для работы выбрали перкаль. Это достаточно плотная ткань, шелковистая, великолепно держит крой, сохраняет форму». 

Работая с новыми тканями, специалисты предусмотрели все нюансы: провели дополнительный этап мягчения, обработку, чтобы не возникало катышков и двойное каландрирование, чтобы придать ткани блеск и гладкость, как на оригиналах.

Первая партия ткани, которая сошла со станков «Шуйских ситцев», – тридцать километров. «Коллекция произвела фурор, за двое суток с сайта было распродано всё, мы даже испугались такого эффекта, – рассказывают специалисты предприятия. – Мы планируем повторить коллекцию. В ноябре она снова поступит в продажу».

«Маленький технологический подвиг», – говорят о работе коллег сотрудники музея.

Мода на ивановские ситцы возвращается

И вот десять тканей-реплик были предложены дизайнерам для работы. Задача – создать что-то современное и в то же время отсылающее к так называемому русскому стилю.

Первая коллекция городского костюма создана при участии преподавателей кафедры «Искусства костюма и моды» РГУ им. А.Н. Косыгина. Как говорят специалисты, результат идеально поддерживает проект: многослойность, особый крой.

Задумывая проект «Я буду это носить», его авторы мечтали, чтобы ивановские ситцы снова выделялись на улицах российских городов, чтобы про них говорили и мечтали купить. Чтобы мода на исконную русскую традицию вернулась в городскую среду. Говорят, цели достигнуты. Эта коллекция уже покорила сердца знатоков – участников и зрителей фестиваля «Русский костюм» в Ярославле.

Сейчас идет работа по созданию новых образов. В ней участвуют дизайнеры: Ксения Демьяненко (г. Иваново), Светлана Оспищева (г. Москва) и Наталья Захарова-Прангишвили (г. Минск). Новые коллекции представят в ноябре на конференции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, посвященной русскому стилю и в Национальном музее Республики Карелия. А ивановские зрители смогут увидеть проект после завершения реставрационных работ в помещениях Музея ивановского ситца.

***

В коллекции Г.И. Бурылина можно выделить три основных типа ткани, которые были особенно популярны: краснофонные, кубовые и белоземельные.

У белоземельных ситцев фон оставался неокрашенным, орнамент чаще всего – растительный. В начале тридцатых годов ХIX века пришла мода на кубовые ситцы. Традиционные мотивы – мелкие цветочки (розочки, тюльпаны и др.) ярко-красного цвета с зелеными листочками на темно-синем фоне. Кубовые сарафанные ситцы стали своего рода классикой ивановской школы текстильного дизайна. Ими славилась, например, фабрика Зубкова. И, наконец, краснофонные ткани – насыщенного красного цвета. Пунцовые, алые, адрианопольские, кумачовые. Красный фон служил основой для других цветов, объединял и облагораживал гамму, принимал на себя основное внимание. Этот цвет всегда лучше всего отвечал народным требованиям о красоте, поскольку красным называли всё самое лучшее, красивое, дорогое и любимое. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Новогодний навигатор

Первое января, второе, третье…

За поводок оштрафуют?

Как содержать собак по новым правилам

Освящение

С храма на Вокзальной площади сняли леса

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам