«Читать» кончиками пальцев
Книга – пожалуй, первое произведение искусства, с которым ребенок знакомится после рождения. Родители уделяют огромное внимание литературе и информационным ресурсам, с которыми соприкасается подрастающий человек. Особенно важны иллюстрации, и порой они даже убедительнее, чем слово. Но как быть, если у ребенка слабое зрение или он не видит вовсе? Как помочь ему познать мир ярких эмоций?
Изобретение Брайля
По данным Международного агентства по профилактике слепоты, только в России количество незрячих и слабовидящих превышает 210 тысяч человек.
Незрячие люди не могут увидеть мир в буквальном смысле слова, так как не воспринимают визуальную информацию. Однако они могут получать ее через другие чувства: слух, обоняние и, конечно, осязание. Именно они становятся тремя главными китами, на которых базируется создание особых книг для незрячих людей.
Когда-то сын сапожника Луи Брайль, потерявший зрение из-за воспаления глаза, создал рельефно-точечный тактильный шрифт для письма и чтения.
Многие десятилетия люди с проблемным зрением могли знакомиться с литературой только посредством этого уникального шрифта – кончиками пальцев. Объем брайлевской книги довольно велик: размеры 31 на 23 см, примерный вес – больше килограмма. Зачастую одно сочинение представляет собой многотомное издание. Например, роман «Дон Кихот» Сервантеса в кратком пересказе для детей, изданный шрифтом Брайля, уложился в десять книг. Одно произведение может занимать несколько полок стеллажа.
«Говорящая» книга
Однако современные технологии, разработки и методы печати значительно расширили сферу познания для незрячих людей. Они позволяют делать книги более интересными и информативными.
В нашем городе для слабовидящих и незрячих людей почти семьдесят лет работает областная специальная библиотека для слепых. В 1955-м всё начиналось с книг рельефно-точечного шрифта, было их не больше ста экземпляров. Сейчас же библиотека располагает уникальным фондом. Он насчитывает более 72 тысяч единиц хранения отечественной и зарубежной литературы по различным отраслям знаний.
Кроме книг, напечатанных укрупненным шрифтом (для тех, кто плохо, но все-таки видит) и шрифтом Брайля, есть масса других изданий. Например, так называемая говорящая (озвученная) книга. Она может быть дополнена музыкальными и звуковыми иллюстрациями. Содержание фонограммы в точности повторяет то или иное печатное произведение, включая данные с титульного листа и содержание книги, размещенное в конце издания. Как нам рассказала главный библиотекарь группы стационарного обслуживания Августа Виноградова, фонд «говорящих» книг нашей библиотеки – в основном записи на аудиокассетах (более 35 тысяч). Однако данный носитель ушел в прошлое, его сменили CD-диски, а позже – цифровые варианты.
Современные «говорящие» книги – это книги, записанные на флеш-картах и размещенные в электронных библиотеках для незрячих и слабовидящих. Для прослушивания читатели используют тифлофлешплееры – эти аппараты имеют плавную регулировку скорости воспроизведения.
«Говорящая» книга не утратила лидирующие позиции и уже долгие годы самое распространенное, простое, удобное и эффективное средство реабилитации людей с нарушением зрения.
Не вижу, но осязаю
В библиотеке широко представлены также книги с рельефно-графическими и прототипированными иллюстрациями, пособия с иллюстрациями, выполненными из различных материалов и с применением 3D. Уникальны в этом списке тактильные рукодельные книги-игрушки для незрячих детей.
В последние годы они всё чаще появляются в российских библиотеках для слепых. Есть они и в нашем городе. В регионе дважды проводился конкурс на создание тактильной книги, и теперь эти уникальные работы (а их почти пятьдесят) не только хранятся в библиотеке для слепых, но и «работают» в специализированных детских садах.
По словам специалистов, тактильные издания в основном ориентированы на дошкольный и младший школьный возраста. Они приобщают незрячего ребенка к процессу чтения и играют важную роль в процессе абилитации.
В таких книжках текст, напечатанный по системе Брайля или укрупненным шрифтом, как правило, сочетается с иллюстрациями, которые изготовлены из различных природных материалов – дерева, меха, пуха, ракушек, кожи, различных видов ткани и т.д. Они стимулируют мелкую моторику, речь, а также осязание, слух и даже обоняние.
Цветовая гамма должна быть натуральной и контрастной, чтобы с книгами могли работать и слабовидящие дети. Такие издания предназначены для совместного чтения детей и родителей. По своей сути они – замена плоскопечатных детских книг с цветными изображениями.
Другой вид тактильной книги – развивающая (дидактическая). Это дополнительные пособия по обучению, развитию определенных навыков у детей с нарушениями зрения.
Библиотека – центр притяжения
Комплексные издания, а их в фонде нашей библиотеки более восьмидесяти, представляют книги, сочетающие весь спектр специальных форматов: они напечатаны рельефно-точечным или укрупненным шрифтом, имеют озвученные приложения, тактильные элементы, рельефно-графические изображения.
Особенно востребованы читателями книги благотворительного фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей». Это яркие красочные музыкальные книжки-игрушки с объемными иллюстрациями, озвученными фрагментами текста и занимательными заданиями.
Для незрячих людей сейчас появилось гораздо больше возможностей, чтобы «читать». И не только. Библиотека стала центром притяжения для своих посетителей – здесь проводятся мастер-классы, встречи, выставки. Специалисты делают всё, чтобы максимально наполнить жизнь тех, кто приходит в библиотеку, новыми знаниями, открытиями и эмоциями.